Экологические и Юридические услуги

г. Ростов-на-Дону e-mail: g.batakova@eco-pravoved.ru
+7(938)106-20-06

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 Нормативный документ: ФЗ-174 «Об экологической экспертизе» + Методические указания по проведению ОВОС (утверждённые регионально).

• Если проект затрагивает атмосферный воздух, нужно обосновать воздействие на качество воздуха с учётом реальных климатических условий.

Раздел «Охрана атмосферного воздуха» в проектной документации на строительство

• Нормативный документ: Постановление Правительства РФ № 87 «Состав разделов проектной документации».

• Для крупных промышленных объектов, ТЭС, котельных, автодорог — раздел требует расчёта рассеивания выбросов с опорой на фактические климатические условия.

 

⭐Что такое справка УГМС по климату

Справка УГМС (Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды) — это официальный документ, в котором собраны данные о погоде и климате за определённый период времени в конкретной местности. Такие справки выдаются Росгидрометом или региональными центрами УГМС.

В справке может содержаться информация о:

➡Розе ветров — распределение частоты и направлений ветра по 8. Это ключевой показатель, показывающий, куда и с какой вероятностью будут смещаться воздушные массы.

➡Скорости ветра — средние значения и повторяемость различных градаций скорости ветра.

➡Температуре воздуха — среднемесячные и среднегодовые значения, а также экстремальные показатели.

➡Влажности воздуха, атмосферное давление и другие параметры.

В справке часто указывают повторяемость штилей (отсутствие ветра).

Такие данные берутся из архивов метеостанций, которые ведут наблюдения ежедневно.

⭐Что отражает климатическая справка

Справка даёт представление о нормальных климатических условиях в определённой местности. Это не просто «погода на вчера», а осредненные показатели за многолетний период наблюдений (чаще всего — за 30 лет). Например, если Вы берёте климатическую справку за январь в г. Ростове-на-Дону, в ней будут указаны средние температуры, количество осадков и другие показатели, характерные для этого месяца.

Также можно заказать справку:

➡за конкретную дату (например, что было 5 мая 2025 года),

➡за период (например, с 2010 по 2025 год),

➡о климатических нормах (например, средние показатели за 30 лет).

⭐Использование климатологических данных

При разработке экологических проектов, связанных с оценкой воздействия на атмосферный воздух, важнейшей частью исходных данных являются климатологические характеристики района размещения объекта.

Использование актуальных климатических данных (справки УГМС) требуется для:

➡расчёта рассеивания загрязняющих веществ,

➡обоснования нормативов допустимых выбросов (НДВ),

➡установления размеров санитарно-защитной зоны (СЗЗ),

➡составления программ производственного экологического контроля (ПЭК).

⭐Для чего нужна справка УГМС?

⭐Для расчёта рассеивания загрязняющих веществ.

Роза ветров и другие параметры определяют, как и куда будут распространяться выбросы от стационарных источников. Эти данные используют в программных комплексах («УПРЗА-Эколог», УПРЗА «ЭКО центр» и др.).

⭐Для обоснования параметров санитарно-защитной зоны (СЗЗ).

На основании климатических данных устанавливают, достигает ли загрязнение границ жилой застройки и нормируемых территорий. Если расчёты показывают превышения ПДК — предприятие должно скорректировать высоту источников или установить очистные установки.

⭐Для прохождения экологической экспертизы и согласования проектов.

Справка УГМС — обязательный документ, подтверждающий корректность исходных данных. Без неё экологическая экспертиза или контрольные органы (Росприроднадзор, Роспотребнадзор) могут отказать в утверждении проекта.

⭐Для объективной оценки воздействия на здоровье населения и окружающую среду.

Только с учётом реальных климатических условий можно достоверно спрогнозировать уровень загрязнения воздуха и выполнить санитарно-гигиеническую оценку.

⭐В каких проектах обязательно использовать климатическую справку УГМС?

1️⃣Проект НДВ / ПДВ (нормативы допустимых выбросов / предельно допустимые выбросы)

• Нормативный документ: Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222

• Расчёт ПДВ/НДВ всегда выполняется с учётом метеоусловий. Ключевое требование: соблюдение ПДК на границах нормируемых территорий при наиболее неблагоприятных климатических условиях.

2️⃣Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ)

• Нормативный документ: СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

• Для установления или обоснования размера СЗЗ требуется расчёт рассеивания выбросов с использованием многолетних осредненных метеоусловий (роза ветров, скорость, штиль).

3️⃣ОВОС (Оценка воздействия на окружающую среду)

 

Составление карты — это важный этап экологического проектирования, поскольку она служит основой для анализа природных условий, оценки воздействия на окружающую среду и принятия проектных решений.

Работа с картами при экологическом проектировании включает несколько этапов: подготовка, проектирование и составление карты.

На подготовительном этапе собирают и систематизируют исходную информацию в соответствии с задачей исследования. Для целей проектирования после визуального осмотра объекта, либо по предоставленной Заказчиком информации, определяются границы объекта ОНВ, зоны (жилая, охранная, санитарно-защитная), перечень источников воздействия (точечный, неорганизованный, линейный) для последующего нанесения на карту.

Проектирование начинается с выбора географической и математической основы карты, далее идет определение её содержания и способов отображения (условных знаков) изображаемых объектов и явлений. В соответствии с выбранными условными знаками производится обработка информации и разрабатывается легенда карты.

В основном, в наших проектах (ИИВ, НДВ, НМУ, СЗЗ) для основы используются данные публичных кадастровых карт.

Составление карты заключается в нанесении информации в виде условных знаков на выбранную географическую (топографическую) основу. На карте выделяются здания, в которых после определяются источники загрязняющих веществ. Вокруг объекта, согласно санитарным правилам, выделяется буферная зона для всех выделенных источников (санитарно-защитная зона). Определяется жилая и охранная зона и проставляются расчётные точки на нормируемой территории для установления воздействия объекта на близлежащие территории.

Некоторые сложности, которые возникают при формировании карт:

  • Искажения цифровых данных. Реальные объекты на поверхности земли не всегда соответствуют цифровым данным.
  • Выбор подходящих источников. При составлении карт важно оценивать источники с позиций соответствия создаваемой карте по масштабу, содержанию и другим характеристикам.
  • Размещение источников. Из-за некорректного составления исходных данных, возникают сложности восприятия при нанесении источников, как следствие, будут ошибочные расчёты.
  • Отсутствие межевания объекта. При составлении карты и дальнейшей разработки проекта, должен присутствовать кадастровый номер участка. Бывает, что кадастровый номер отсутствует, следовательно, продлевается время разработки проекта до получения выписки ЕГРН и постановки на учет в Росреестре.
  • Неполная или недостоверная запрашиваемая информация от Заказчика. Предоставление ошибочных исходных данных влечет к разработке некорректного проекта, соответственно, на экспертизу будет направлен проект, который не соответствует действительности. И в результате этого приходится заново переделывать весь проект после получения экспертного заключения.

Поэтому очень важно при заказе проектов не только выбрать квалифицированного разработчика, но и предоставить исполнителю достоверную исходную информацию.

 

Существуют несколько видов нумерации источников загрязнения (ИЗАВ):

Организованные источники выбросов — это источники загрязнения атмосферного воздуха, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферу направленным потоком через специальные технические устройства. Согласно приказу Минприроды России от 19.11.2021 №871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки её данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», нумерация организованных источников выбросов начинается с 0001. Источники выбросов могут быть:

  • точечными - выбросы происходят из одной точки, например, из дымовой трубы или вентиляционного отверстия;

Неорганизованные источники выбросов – это ненаправленные газовые потоки, поступление загрязнителей в воздушную среду в результате недостаточной герметичности оборудования либо отсутствия устройства для удаления вредных веществ. Согласно приказ Минприроды России от 19.11.2021 №871, нумерация неорганизованных источников начинается с 6001. Неорганизованные источники могут быть разных видов, например:

  • Места соединений, пробоин или технологических отверстий в трубах, вентиляционных шахтах, через которые идёт загрязнённый воздух.
  • Открытые резервуары для накопления и хранения отходов, топлива, горюче-смазочных веществ.
  • Места сжигания отходов или сырья.
  • Площадки для погрузочно-разгрузочных, взрывных, буровых работ, карьеры или открытые площадки сборки и монтажа.
  • Автомобильные стоянки под открытым небом, где возможны утечки топлива, масел и других жидкостей, испаряющихся в воздух.

Источники выбросов могут быть:

  • линейными - выбросы идут вдоль протяжённой линии, например, аэрационные фонари или железнодорожные пути;
  • площадными - загрязнение происходит с определённой территории, например, от открытых складов или полигонов отходов.

Передвижные источники выбросов — это транспортные средства и механизмы, которые способны перемещаться и при работе выделяют загрязняющие вещества в атмосферу. Передвижные источники выбросов (ИЗАВ) нумеруются отдельно на объекте, согласно приказу Минприроды России №871 от 19.11.2021. Для их нумерации используется индекс «п».

Правила нумерации:

  • Нумерация начинается с N 0001п и ведётся в возрастающей последовательности.
  • При необходимости вместе с индексом «п» могут использоваться дополнительные индексы, указывающие на вид передвижных ИЗАВ. В таком случае приводится расшифровка значений этих индексов.
  • Допускается нумерация стоянок и иных мест и сооружений, где эксплуатируются передвижные ИЗАВ, в порядке, предусмотренном для стационарных ИЗАВ.

В заключение можно сказать, что составление карт – это один из самых важных и трудоемких процессов всей разработки проекта. Он требует усиленного внимания и концентрации. От правильности и достоверности информации на карте зависит дальнейшая разработка проектов ИИВ, СЗЗ и других.

Одним из первоочередных подготовительных этапов при разработке проектов в области охраны окружающей среды является сбор ИСХОДНЫХ ДАННЫХ. Без них становится невозможно составить карту, нанести источники выбросов и произвести расчеты выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) от источников выделения.

Сбор ИСХОДНЫХ ДАННЫХ - сбор информации, на основе которой создаётся проект, учитывающий влияние деятельности объекта на окружающую среду.

Что входит в ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ?

Конечно, есть различия между проектами инвентаризации источников выбросов, нормативов допустимых выбросов или проектированием санитарно-защитных зон, но основа исходных данных, в целом едина.

1. Информация о хозяйствующем субъекте (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), который осуществляет определенную хозяйственную или производственную деятельность. Его реквизиты: наименование заказчика, юридический и почтовый адрес, основной вид деятельности, статистические коды из обязательных: ИНН, КПП, ОКФЭД, ОГРН (ОГРНИП), при наличии: ОКПО, ОКАТО, ОКТМО, ОКОГУ, ОКОПФ.

2. Сведения о самом объекте негативного воздействия (далее - объект ОНВ) (ферма, с/х бригада, мастерская, рыбцех и т.п.). Нужна такая информация, как:кадастровый номер земельного участка (исследуемый объект ОНВ); код объекта, его категория (информация берется из ЛКП (личный кабинет природопользователя).

3. Сведения о деятельности и структуре предприятия по подразделениям, карта планировки объекта ОНВ, копия договора аренды земли.

4.  Описание технологического процесса - это очень важная составная часть ИСХОДНЫХ ДАННЫХ, которая дает представление о том, что происходит при производстве той или иной продукции или оказании определенной услуги. Какие конкретно задействованы процессы в производстве, и к какому воздействию на окружающую среду они могут привести. Правильно описанный технологический процесс дает возможность учесть все источники выделения, выбросов ЗВ, шума и иного воздействия, в том числе образования отходов на объекте ОНВ.

5.  Сведения об источниках выбросах - особый раздел ИСХОДНЫХ ДАННЫХ. Тут собираются данные уже на основе визуального осмотра при обходе территории и проведенном анализе производственного (технологического процесса). И в зависимости от выявленных источников выделения и выбросов ЗВ (автотранспорт, станки, склады, зерноочистительные сооружения, сварочные аппараты, вентиляционные вытяжки от ферм КРС/МРС и т.п.) заносятся данные, которые используются в расчете выбросов загрязняющих веществ и их шумовые характеристики (для проекта санитарно-защитных зон). Для расчета ЗВ мы используем только утвержденные Минприродой РФ методики.

6. Информация об образовании отходов. Включает в себя сведения об их количестве и месте размещения, копии договоров со сторонними организациями, в которые сдаются некоторые виды отходов, и документы, подтверждающие факт их передачи. 

7. Договоры на предоставляемые предприятию услуги. В том числе на водопотребление, водоотведение, электро-, энерго-, водоснабжение, вывоз ЖБО, ТКО. 

8. Сведения об очистных сооружениях. Собираются, если такие сооружения есть на территории объекта ОНВ.

Так же источниками исходных данных для экологического проектирования могут служить проектные материалы, фондовые и литературные данные, картографические материалы, данные дистанционного зондирования Земли (космические снимки и аэрофотоснимки), информация из интернета.

 

При составлении исходных данных для экологического проектирования важно обратить внимание на следующие аспекты:

  • Оценка экообстановки на участке. Необходимо выяснить, какие физические и химические свойства воды, почвы, воздуха, деревьев и прочего были ранее, как это изменялось.
  • Характеристика земельного участка и прилегающей территории. Нужно отразить морфологические параметры, инженерно-геологические и гидрогеологические условия, характер проявления опасных экзогенных процессов, мощность почв, виды и формы существующего техногенного нарушения территории и прочее.
  • Оценка влияния на растительность. Необходимо отразить зональные особенности распределения растительности на рассматриваемой территории, типы лесов, кустарников, луговой и травянистой растительности, площади, занимаемые лесами, кустарниками, лугами, болотами, и прочее.
  • Оценка токсичности веществ. Нужно определить класс токсичности и степень опасности веществ для выбросов в атмосферу, сбрасываемых стоков, образующихся твёрдых отходов.
  • Учёт специфических видов воздействия. К ним относятся шум и вибрация, характерные для некоторых отраслей промышленности, например металлообработки и машиностроения, а также автотранспорта.
  • Оценка перспективы развития предприятия. Необходимо узнать о планируемой реконструкции и модернизации производственного процесса, расширении или сокращении производства, указать сроки наступления этих изменений.

В данной статье мы рассмотрим несколько частых вопросов, касающихся ПНВОС.

Итак, начнем с того, что плата за негативное воздействие на окружающую среду — это экологический сбор, который взимается государством с фирм или предпринимателей, чья деятельность приводит к негативным изменениям качества окружающей среды. Плату за такое негативное воздействие на окружающую среду должны вносить все субъекты, чья деятельность ухудшает состояние окружающей среды, в том числе и ведущие на территории Российской Федерации деятельность зарубежные компании.

 

На каких данных основывается расчёт платы?

Расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) основывается на следующих данных:

  • характер источника загрязнения; 
  • вид загрязняющего вещества (или класс его опасности); 
  • объёмы фактических выбросов; 
  • факт отсутствия средств измерения объёма выбросов; 
  • наличие превышения над установленными нормативами загрязнения; 
  • факт нахождения загрязняемого объекта или территории под особой охраной; 
  • имевшие место расходы на мероприятия по снижению негативного воздействия. 

Также для расчёта понадобятся данные по нормативам предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, лимитам на размещение отходов и временно разрешённым выбросам, сбросам загрязняющих веществ. 

 

Кто же является плательщиком платы за НВОС?

Плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) являются организации и индивидуальные предприниматели, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух через стационарные источники, в водные объекты или занимаются хранением и захоронением (размещением) отходов. 

При размещении твёрдых коммунальных отходов (ТКО) плательщиками являются региональные операторы или операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению. При размещении отходов, которые не относятся к ТКО, — юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. 

Если предпринимательская деятельность ведётся только на объектах IV категории, то плату за негативное воздействие вносить не надо. 

Обязанность по внесению платы не зависит от налогового режима, а также от того, на собственных или арендованных объектах осуществляется деятельность, которая приводит к негативному воздействию на окружающую среду. 

 

Какова форма отчетности и сроки её сдачи?

Вся процедура расчета платы за загрязнение отражается в декларации, оформляемой 1 раз за год, по его завершении. За 2025 год этот отчет составляется по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 10.12.2020 № 1043 в редакции согласно приказу Минприроды России от 21.09.2022 № 624. Срок сдачи декларации за 2025 год — не позднее 10 марта 2026 года (включительно).  Сам платёж осуществляется – до 1 марта, следующего за отчётным периодом.

Декларация состоит:

  • из титульного листа, отражающего сведения об отчитывающемся лице;
  • раздела, в котором итоговые расчетные величины платежей, сформированные по разделам, сводятся в единую сумму, которая последовательно корректируется до значений, подлежащих оплате или возврату плательщику, за счет учета в ней расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы;
  • трех разделов, выделяемых по основным видам источников загрязнения, в которых, собственно, и осуществляется сам расчет платежей по каждому из источников.

Таблицы разделов, предназначенных для расчета, предусматривают отражение в них всех необходимых для вычисления суммы платы данных:

  • допустимого и фактического объемов с выделением сумм превышения;
  • ставки;
  • применяемых коэффициентов;
  • составных частей расчетной суммы платы и ее итоговой величины.

Каждый из разделов, выделяемых в зависимости от вида источника загрязнения, заполняется только в случае наличия у отчитывающегося лица данных для этого.

Правила, которых следует придерживаться при внесении сведений в декларацию, детально изложены в тексте приказа Минприроды России от 10.12.2020 № 1043, в примечаниях к форме утвержденного им бланка. В них же можно найти значения необходимых коэффициентов и способы проверки правильности внесения данных для каждого из разделов. Кроме того, процедура расчета для каждого вида загрязняющего объекта подробно описана в постановлении Правительства РФ от 31.05.2023 № 881.

Ошибки, допущенные в сданной декларации и выявленные самим плательщиком, могут быть исправлены им путем подачи откорректированного отчета. Но сделать это без последствий можно только до истечения срока, установленного для сдачи исходной декларации, то есть до 10 марта. Поэтому не следует откладывать представление отчетности на последние дни.

 

В данной статье мы рассмотрим несколько частых вопросов, касающихся ПЭК.

Для начала разберем, что такое «ПЭК»?

ПЭК — этопроизводственный экологический контроль. Это комплекс мероприятий, направленных на выявление, предотвращение и снижение воздействия производственных процессов на окружающую среду.

ПЭК включает в себя регулярный мониторинг выбросов загрязняющих веществ в атмосферу,контроль за состоянием водных ресурсов и управление отходами.

🌱Основная цель ПЭК — соблюдение природоохранного законодательства, минимизация экологических рисков и обеспечение устойчивого развития предприятия с учётом требований охраны окружающей среды.

1️⃣Взаимосвязь отчета ПЭК и программы ПЭК?

Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — отчет ПЭК) относится к отчетности, которую подают предприятия, эксплуатирующие объекты I-III категорий НВОС. Именно по этим объектам, согласно природоохранному законодательству, необходимо разрабатывать программы ПЭК, а в последствии и отчитываться по ним ежегодно.

Отчет ПЭК и программа ПЭК безусловно взаимосвязаны между собой, однако каждый из этих документов основан на своей нормативно-правовой базе.

Программа ПЭК разрабатывается в соответствии с приказом Минприроды от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее — Приказ № 109).

Отчет ПЭК в настоящее время разрабатывается согласно Приказа Минприроды России от 15.03.2024 № 173«Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», вступившего в силу 01.09.2024года (далее — Приказ № 173).

2️⃣Какие сведения содержит программа ПЭК?

Программа ПЭК содержит сведения:

➡ об инвентаризации выбросов/сбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух/в водный объект и их источников;

➡ об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

➡ о подразделениях и (или) должностных лицах,отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

➡ о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;

➡ о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Согласно п.2 ст. 67 ФЗ-№ 7 «Об охране окружающей среды» программу ПЭК необходимо разработать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям,осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту с учетом его категории.

3️⃣Кто и кому сдаёт отчет ПЭК?

Отчёт ПЭК в Росприроднадзор сдают юридическиелица и индивидуальные предприниматели,осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий

Выбор органа для сдачи отчёта зависит от категории объекта и уровня государственного надзора:

🔺 В территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления деятельности отчитываются организации и ИП, которые работают на объектах I категории, а также на объектах II и III категорий, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

🔺 В орган исполнительной власти субъекта РФ по месту осуществления деятельности отчитываются организации и ИП, которые работают на объектах II и III категорий,подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

🔺Юридические лица, подведомственные Федеральной службе безопасности Российской Федерации, направляют свои ПЭК-отчёты в ФСБ России.

Отчёт ПЭК сдаётся один раз в год до 25 марта года,следующего за отчётным.

 

  1. 2 -ТП (отходы)

Отчетность по Форме № 2-ТП (отходы) за 2025 год необходимо сдать в территориальные органы Росприроднадзора в субъектах Российской Федерации в срок до 1 февраля 2025 года.

Приказом Росстата от 09.10.2020 № 627 (ред. от 13.11.2020) утверждена форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления».

Согласно п. 7 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, предоставляются респондентами субъектам официального статистического учета в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, если иное не установлено федеральными законами.

Возможность внесения сведений по годовой форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) доступна в обновленной версии Личного кабинета природопользователя (lk.rpn.gov.ru).

Перечень респондентов, которым необходимо предоставлять первичные статистические данные по форме №2-ТП (отходы), включает:

  • юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
  • региональные операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами;
  • операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Заполненная форма предоставляется респондентом в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения.

Форму не предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны, заключившие договор с региональным оператором и не осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов).

 

  1. 2-ТП (рекультивация)

Сведения представляются ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным периодом.

Форму 2-ТП (рекультивация) сдают организации и предприниматели, которые разрабатывают месторождения полезных ископаемых, ведут строительные, мелиоративные, лесозаготовительные и изыскательские работы, а также размещают отходы.

Сведения подают организации и ИП, которые:

  • разрабатывают месторождения полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые;
  • осуществляют строительные, мелиоративные, лесозаготовительные и изыскательские работы;
  • размещают промышленные, строительные и твердые бытовые отходы.

Форма отчета включает титульный лист и разделы 1-2, которые заполняются в обязательном порядке.

Заполненную форму юридические лица и индивидуальные предприниматели предоставляют в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения. Если юридическое лицо или его обособленное подразделение не осуществляют деятельность по месту своего нахождения, форма предоставляется по месту фактического осуществления ими деятельности.

Инструкция по заполнению формы содержится в приказе Росстата от 29.12.2012 №676.

 

 

Наступает январь, приходит время экологических отчетностей. Давайте рассмотрим, что предстоит сделать в этом месяце.

 

 1. 4-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод»

Форма № 4-ЛС подается недропользователем в территориальный орган Роснедр не позже 20 января следующего года в соответствии с Приказом Росстата от 07.07.2011 № 308 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минприроды России федерального статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод». Недропользователь обязан отчитываться по форме № 4-ЛС до конца срока действия его лицензии.

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять данные по форме № 4-ЛС исключительно в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием ЛКН (личный кабинет недропользователя).

Содержание отчета по форме № 4-ЛС

В Разделе 1 указывается информация о действующих лицензиях, а также об аннулированных и переоформленных лицензиях; прописывается серия, номер и вид лицензии, дата регистрации и окончания ее действия, субъект РФ, в котором осуществляет хозяйственную деятельность недропользователь.

Раздел 2 содержит данные о проведении государственной экспертизы, проектной и отчетной документации, которая связана с недропользованием (при наличии). В случае ее отсутствия (при добыче подземных вод менее 100 м3/сутки) в графах проставляются прочерки.

 

 2.2-ТП (воздух)

Отчет по форме № 2-ТП (воздух) заполняют и подают каждый год не позже 22 января:

• ЮЛ и ИП, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет, от которых в отчетном году осуществлялся выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

• временно неработающие организации, на которых в течение части отчетного периода производились товары и оказывались услуги (предоставляют форму с указанием срока, с которого не работают);

• организации-банкроты, на которых введено конкурсное производство (только после внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации организация освобождается от сдачи отчета).

Постановление Госкомстата России от 07.03.2000 № 18 «О сроках представления государственной статистической отчетности», в соответствии с которым в случае, если последний день срока предоставления статистической отчетности по формам федерального статистического наблюдения приходится на нерабочий день, днем окончания предоставления отчетности респондентами считается ближайший следующий за ним рабочий день;

Готовый отчет подается в территориальный орган Росприроднадзора по месту учета объекта НВОС через личный кабинет природопользователя.

Сведения предоставляются в случае:

1. Если объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по объекту НВОС превышают 10 тонн в год.

2. Если объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по объекту НВОС составляют от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 классов опасности.

К отчету прилагаются: Пояснения к отчету, если в отчетном периоде имели место реорганизация, изменение структуры ЮЛ; и документ, подтверждающий полномочия лица, действующего от имени ЮЛ.

 

 3. 2-ТП (водхоз).

Сведения представляются по соответствующей форме — на бумажном и электронном носителе в документированном виде с сопроводительным письмом и описью вложения:

• на бумажном носителе — с реквизитами и заверенные подписью;

• электронном носителе — электронная форма заполняется с помощью специализированной программы «Модуль респондента ИАС-2ТП» (можно скачать с сайта территориального органа Росводресурсов). Она позволяет отправлять в принимающее учреждение электронную версию документа, а также распечатывать заполненный бланк на принтере с последующим его заверением подписью.Подается до 22 января

Порядок представления сведений установлен:

• статьей 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.03.2022);

• статьей 39 Водного кодекса РФ;

• порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденным Приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 903;

• Приказом Росстата от 12.03.2020 № 118 «О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды", утвержденную приказом Росстата от 27.12.2019 № 815».

Под критерии охвата попадают следующие респонденты:

• осуществляющие сброс (отведение) сточных вод;

• осуществляющие забор (изъятие) из водных объектов 50 м3 воды в сутки и более (кроме сельскохозяйственных объектов);

• получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов) объемом 300 м3 и более в сутки для любых видов использования воды, кроме производства сельскохозяйственной продукции;

• получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов), осуществляющие забор (изъятие) воды из водных объектов объемом 150 м3 и более в сутки для производства сельскохозяйственной продукции;

• имеющие системы оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объема забираемой воды.

Исходные данные для заполнения формы

Сведения о забранных, полученных, использованных и переданных объемах воды нужно брать из специальных журналов учета. Они ведутся в соответствии с положениями Порядка № 903. Он предусматривает следующие виды журналов на предприятии:

• журнал учета водопотребления и водоотведения средствами измерений (формы 1.1—1.4) и иными методами (формы 1.5, 1.6);

• журнал учета качества сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод (формы 2.1, 2.2).

Кроме журналов Порядком № 903 предусматриваются и другие формы учета:

• учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (форма 3.1);

• учет объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод (форма 3.2)

• учет качества сточных вод и (или) дренажных вод (форма 3.3).

Прилагаемые документы:

•электронный файл, сохраненный из модуля «ИАС 2-ТП» в формате tp2 или оригинал заполненной формы на бумажном носителе (в тех субъектах РФ, где это разрешено);

• пояснительная записка с объяснением произошедших изменений (если изменений более 30 %): анализ приводится по всем позициям (забор, использование на хозяйственно-бытовые и производственные нужды, орошение и т.д., потери и расходы воды в системе оборотного водоснабжения, сброс сточных вод, в т.ч. по категориям);

• расчет объемов хозяйственно-бытовых, производственных, поверхностных сточных вод;

• сведения о ежемесячных расходах сточных вод и масса сброса загрязняющих веществ в водные объекты, копия протокола результатов анализов воды, выполненных аккредитованной лабораторией;

• справка-уведомление Росстата с кодами предприятия, необходимыми для заполнения адресной части формы № 2-ТП (водхоз);

• утвержденные нормативы допустимых сбросов (если респондент сбрасывает сточные воды в водные объекты);

• схема размещения мест забора и сброса воды;

• при заборе воды от сетей другого предприятия или сбросе сточных вод в сети другого предприятия — объемы забранной (сброшенной) воды, согласованные этими предприятиями;

• копии лицензии на водопользование или лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод (при наличии), договор водопользования или решение о предоставлении водного объекта в пользование.

 

 4. 4-ОС

Заполняется при условии, если расходы на охрану окружающей среды превысили 100 000 рублей. Подается до 25 января.

Статистическая отчетность по форме № 4-ОС должна быть представлена в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью. С 01.01.2022 возможность сдать отчетность в бумажном виде исключена.

Форму федерального статистического наблюдения обязаны сдавать юридические лица (далее — ЮЛ) и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), осуществляющие природоохранную деятельность (имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду).

При этом форму не обязаны предоставлять лица, у которых текущие затраты на охрану окружающей среды и (или) расходы на оплату услуг природоохранного назначения составляют менее 100 тыс. руб. в год.

Предоставлять отчетность нужно территориальному органу Росстата в субъекте РФ по установленному им адресу до 25 января.

 

 5. 2-ОС

Выполнение водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах.

Организации всех форм собственности обязаны предоставлять формы отчетности № 2-ОС «Сведения о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах» в случае, если выполняются условия:

  • при наличии водного объекта, с осуществлением пользования, но без юридически оформленных документов (документы в такой ситуации необходимо оформить);

  • пользование водным объектом, но без требования разрешительных документов, в соответствии со ст.11 Водного кодекса Российской Федерации;

  • лицензиаты, а также лица, имеющие решение/договор на предоставление водного объекта в пользование.

Отчетность по форме №2-ОС. Предоставляется на ежегодной основе в срок до 25 января года следующего за отчетным.

Должностные лица, ответственные за сдачу отчетности, назначаются руководителем организации. Для того, чтобы обозначить уполномоченное лицо, необходимо издать приказ на закрепление сотрудника за предоставлением отчетности в срок и соблюдением правил пользования водоохранным объектом. По месту осуществления деятельности компании предоставляется отчетность в территориальные органы Росводресурсов. Если организация имеет несколько обособленных подразделений, то отчётность предоставляется по каждому подразделению в отдельности (в территориальный орган обособленного подразделения), так и обобщенно по юридическому лицу. Если фактическое и юридическое место осуществления деятельности не совпадает, организации необходимо предоставить отчет по месту осуществления деятельности в территориальные органы Росводресурсов.

При составлении отчетности необходимо подготовить карточку предприятия со всеми реквизитами; решение/лицензию на водопользование водным объектом; фактические расходы, которые выполнены за год, предшествующий подаче отчетности в органы власти; расходы на разработку проектов и затраты на авторский и технический надзор.