Экологические и Юридические услуги

g.batakova@eco-pravoved.ru

+7(938)106-20-06

Мы выполняем юридические и экологические услуги, а также консультируем по всем нюансам природоохранного законодательства все категории бизнеса и население.

При разработке проекта санитарно-защитной зоны необходимо учитывать следующие методические рекомендации МР 2.1.1.0358-24, которые вступили в действие с 23 июня 2025г., вот некоторые пункты, на которые необходимо обратить внимание: 
1️⃣ В исходных данных теперь необходимо указывать данные о застройщике для проектируемых предприятий (п. 3.2);
2️⃣ Картографические материалы должны быть в определенном масштабе: 1:2000, 1:5000, 1:10000, 1:25000 (п.3.4);
3️⃣ При отсутствии возможности получения сведений о фоновом шумовом воздействии на атмосферный воздух рекомендуется проводить измерение и оценку общих (суммарных) уровней шума для оценки соответствия объекта санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также определения необходимости разработки объектом санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на снижение уровня шумового воздействия до ПДУ на границе СЗЗ (п.3.6.2);
4️⃣ В случае, если объект не является объектом негативного воздействия (нет превышений 0,1 ПДК (ОБУВ) и (или) 1ПДУ за пределами промплощадки, то делается вывод, что объект не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека и разрабатывается проект обоснования отсутствия установления СЗЗ (п.4.5);
5️⃣ В случае, если объект по результатам проведения расчетов без учета фоновых уровней воздействия является источником химического, физического, биологического воздействий на среду обитания человека, и с учетом фоновых уровней за контуром объекта не формируется химическое, физическое и (или) биологическое воздействие, превышающее санитарно-эпидемиологические требования, разрабатывается проект, содержащий обоснование отсутствия законных оснований и необходимости установления СЗЗ либо проект минимально достаточной СЗЗ при наличии проектов развития производства (п. 4.6);
6️⃣ При уменьшении размеров СЗЗ относительно СанПина ссылаемся на п. 7.11 введенных методических рекомендаций МР 2.1.1.0358-24 при соответствии уровней воздействия на атмосферный воздух на границе СЗЗ, предлагаемой к установлению, делается вывод о её достаточности;
7️⃣ В Программе наблюдений для проектов обосновывающих отсутствие необходимости установления СЗЗ выбираются точки для исследований по 4 румбам (с,ю,в,з) на границе предприятия, а также ближайшие точки жилой застройки и иных нормируемых зон (п. 10.5)
8️⃣ Контроль на границе СЗЗ и границе предприятия ведется по Мр концентрациям, а для границ нормируемых территорий по Мр и Сс;
9️⃣ П. 10.12. В случае прекращения существования СЗЗ, за исключением случаев, указанных в пункте 10 Правил, исследования (измерения) проводятся на контуре объекта, от которого была установлена (изменена) СЗЗ, в том же объеме и по тому же перечню химических веществ, физических факторов, биологических веществ и микроорганизмов, исследования (измерения) которых были проведены при установлении (изменении) СЗЗ. Контрольные точки определяются путем проекции контрольных точек, в которых проводились исследования (измерения) при установлении (изменении) СЗЗ, на границу контура объекта, от которого была установлена (изменена) СЗЗ;
🔟 П.10.13. В случае прекращения эксплуатации, ликвидации (в том числе сноса) объекта, изменения вида разрешенного использования или назначения объекта, предусматривающего осуществление деятельности, в результате которой за контурами объекта не формируются превышения по химическому , физическому и биологическому фактору, следует перед подачей в уполномоченный орган заявления о прекращении существования СЗЗ, провести исследования на контуре объекта, от которого была установлена (изменена) СЗЗ, в объеме не менее 4 дней исследований, по перечню тех химических и биологических веществ, а так же физических факторов, при которых были проведены исследования при установлении (изменении) СЗЗ. Контрольные точки определяются путем проекции контрольных точек, в которых проводились исследования (измерения) при установлении (изменении) СЗЗ, на границу контура объекта, от которого была установлена (изменена) СЗЗ;
1️⃣1️⃣ В проекте СЗЗ согласно П. 12.2 Методических рекомендаций прописывается длина (периметр) СЗЗ (м, км) и её площадь (м2).

С 1 сентября 2025 года ориентировочные, расчётные (предварительные) СЗЗ прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Это касается всех объектов, оказывающих негативное воздействие, в том числе и малых, и микропредприятий (склады, небольшие производства, объекты коммунального обслуживания и т.п.)
С 1 сентября 2025 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ №845 от 06.06.2025 г. «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» согласно, которым до 1 января 2026 г. сохраняют силу:
📎 Правила по установлению СЗЗ (ПП РФ №222)
📎 СанПиН и СП по охране источников водоснабжения
📎 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 — санитарная классификация объектов
ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

• Нормативный документ: ФЗ-174 «Об экологической экспертизе» + Методические указания по проведению ОВОС (утверждённые регионально).
• Если проект затрагивает атмосферный воздух, нужно обосновать воздействие на качество воздуха с учётом реальных климатических условий.
Раздел «Охрана атмосферного воздуха» в проектной документации на строительство
• Нормативный документ: Постановление Правительства РФ № 87 «Состав разделов проектной документации».
• Для крупных промышленных объектов, ТЭС, котельных, автодорог — раздел требует расчёта рассеивания выбросов с опорой на фактические климатические условия.
Работа с климатическими данными: что такое справка УГМС и зачем она нужна

⭐️Что такое справка УГМС по климату
Справка УГМС (Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды) — это официальный документ, в котором собраны данные о погоде и климате за определённый период времени в конкретной местности. Такие справки выдаются Росгидрометом или региональными центрами УГМС.
В справке может содержаться информация о:
➡️Розе ветров — распределение частоты и направлений ветра по 8. Это ключевой показатель, показывающий, куда и с какой вероятностью будут смещаться воздушные массы.
➡️Скорости ветра — средние значения и повторяемость различных градаций скорости ветра.
➡️Температуре воздуха — среднемесячные и среднегодовые значения, а также экстремальные показатели.
➡️Влажности воздуха, атмосферное давление и другие параметры.
В справке часто указывают повторяемость штилей (отсутствие ветра).
Такие данные берутся из архивов метеостанций, которые ведут наблюдения ежедневно.
⭐️Что отражает климатическая справка
Справка даёт представление о нормальных климатических условиях в определённой местности. Это не просто «погода на вчера», а осредненные показатели за многолетний период наблюдений (чаще всего — за 30 лет). Например, если Вы берёте климатическую справку за январь в г. Ростове-на-Дону, в ней будут указаны средние температуры, количество осадков и другие показатели, характерные для этого месяца.
Также можно заказать справку:
➡️за конкретную дату (например, что было 5 мая 2025 года),
➡️за период (например, с 2010 по 2025 год),
➡️о климатических нормах (например, средние показатели за 30 лет).
⭐️Использование климатологических данных
При разработке экологических проектов, связанных с оценкой воздействия на атмосферный воздух, важнейшей частью исходных данных являются климатологические характеристики района размещения объекта.
Использование актуальных климатических данных (справки УГМС) требуется для:
➡️расчёта рассеивания загрязняющих веществ,
➡️обоснования нормативов допустимых выбросов (НДВ),
➡️установления размеров санитарно-защитной зоны (СЗЗ),
➡️составления программ производственного экологического контроля (ПЭК).
⭐️Для чего нужна справка УГМС?
⭐️Для расчёта рассеивания загрязняющих веществ.
Роза ветров и другие параметры определяют, как и куда будут распространяться выбросы от стационарных источников. Эти данные используют в программных комплексах («УПРЗА-Эколог», УПРЗА «ЭКО центр» и др.).
⭐️Для обоснования параметров санитарно-защитной зоны (СЗЗ).
На основании климатических данных устанавливают, достигает ли загрязнение границ жилой застройки и нормируемых территорий. Если расчёты показывают превышения ПДК — предприятие должно скорректировать высоту источников или установить очистные установки.
⭐️Для прохождения экологической экспертизы и согласования проектов.
Справка УГМС — обязательный документ, подтверждающий корректность исходных данных. Без неё экологическая экспертиза или контрольные органы (Росприроднадзор, Роспотребнадзор) могут отказать в утверждении проекта.
⭐️Для объективной оценки воздействия на здоровье населения и окружающую среду.
Только с учётом реальных климатических условий можно достоверно спрогнозировать уровень загрязнения воздуха и выполнить санитарно-гигиеническую оценку.
⭐️В каких проектах обязательно использовать климатическую справку УГМС?
1️⃣Проект НДВ / ПДВ (нормативы допустимых выбросов / предельно допустимые выбросы)
• Нормативный документ: Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222
• Расчёт ПДВ/НДВ всегда выполняется с учётом метеоусловий. Ключевое требование: соблюдение ПДК на границах нормируемых территорий при наиболее неблагоприятных климатических условиях.
2️⃣Проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ)
• Нормативный документ: СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
• Для установления или обоснования размера СЗЗ требуется расчёт рассеивания выбросов с использованием многолетних осредненных метеоусловий (роза ветров, скорость, штиль).
3️⃣ОВОС (Оценка воздействия на окружающую среду)
НУМЕРАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Существуют несколько видов нумерации источников загрязнения (ИЗАВ):
Организованные источники выбросов — это источники загрязнения атмосферного воздуха, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферу направленным потоком через специальные технические устройства. Согласно приказу Минприроды России от 19.11.2021 №871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки её данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», нумерация организованных источников выбросов начинается с 0001. Источники выбросов могут быть:
  • точечными - выбросы происходят из одной точки, например, из дымовой трубы или вентиляционного отверстия;
Неорганизованные источники выбросов – это ненаправленные газовые потоки, поступление загрязнителей в воздушную среду в результате недостаточной герметичности оборудования либо отсутствия устройства для удаления вредных веществ. Согласно приказ Минприроды России от 19.11.2021 №871, нумерация неорганизованных источников начинается с 6001. Неорганизованные источники могут быть разных видов, например:
  • Места соединений, пробоин или технологических отверстий в трубах, вентиляционных шахтах, через которые идёт загрязнённый воздух.
  • Открытые резервуары для накопления и хранения отходов, топлива, горюче-смазочных веществ.
  • Места сжигания отходов или сырья.
  • Площадки для погрузочно-разгрузочных, взрывных, буровых работ, карьеры или открытые площадки сборки и монтажа.
  • Автомобильные стоянки под открытым небом, где возможны утечки топлива, масел и других жидкостей, испаряющихся в воздух.
Источники выбросов могут быть:
  • линейными - выбросы идут вдоль протяжённой линии, например, аэрационные фонари или железнодорожные пути;
  • площадными - загрязнение происходит с определённой территории, например, от открытых складов или полигонов отходов.
Передвижные источники выбросов — это транспортные средства и механизмы, которые способны перемещаться и при работе выделяют загрязняющие вещества в атмосферу. Передвижные источники выбросов (ИЗАВ) нумеруются отдельно на объекте, согласно приказу Минприроды России №871 от 19.11.2021. Для их нумерации используется индекс «п».
Правила нумерации:
  • Нумерация начинается с N 0001п и ведётся в возрастающей последовательности.
  • При необходимости вместе с индексом «п» могут использоваться дополнительные индексы, указывающие на вид передвижных ИЗАВ. В таком случае приводится расшифровка значений этих индексов.
  • Допускается нумерация стоянок и иных мест и сооружений, где эксплуатируются передвижные ИЗАВ, в порядке, предусмотренном для стационарных ИЗАВ.
В заключение можно сказать, что составление карт – это один из самых важных и трудоемких процессов всей разработки проекта. Он требует усиленного внимания и концентрации. От правильности и достоверности информации на карте зависит дальнейшая разработка проектов ИИВ, СЗЗ и других.
СОСТАВЛЕНИЕ КАРТЫ

Составление карты — это важный этап экологического проектирования, поскольку она служит основой для анализа природных условий, оценки воздействия на окружающую среду и принятия проектных решений.
Работа с картами при экологическом проектировании включает несколько этапов: подготовка, проектирование и составление карты.
На подготовительном этапе собирают и систематизируют исходную информацию в соответствии с задачей исследования. Для целей проектирования после визуального осмотра объекта, либо по предоставленной Заказчиком информации, определяются границы объекта ОНВ, зоны (жилая, охранная, санитарно-защитная), перечень источников воздействия (точечный, неорганизованный, линейный) для последующего нанесения на карту.
Проектирование начинается с выбора географической и математической основы карты, далее идет определение её содержания и способов отображения (условных знаков) изображаемых объектов и явлений. В соответствии с выбранными условными знаками производится обработка информации и разрабатывается легенда карты.
В основном, в наших проектах (ИИВ, НДВ, НМУ, СЗЗ) для основы используются данные публичных кадастровых карт.
Составление карты заключается в нанесении информации в виде условных знаков на выбранную географическую (топографическую) основу. На карте выделяются здания, в которых после определяются источники загрязняющих веществ. Вокруг объекта, согласно санитарным правилам, выделяется буферная зона для всех выделенных источников (санитарно-защитная зона). Определяется жилая и охранная зона и проставляются расчётные точки на нормируемой территории для установления воздействия объекта на близлежащие территории.
Некоторые сложности, которые возникают при формировании карт:
  • Искажения цифровых данных. Реальные объекты на поверхности земли не всегда соответствуют цифровым данным.
  • Выбор подходящих источников. При составлении карт важно оценивать источники с позиций соответствия создаваемой карте по масштабу, содержанию и другим характеристикам.
  • Размещение источников. Из-за некорректного составления исходных данных, возникают сложности восприятия при нанесении источников, как следствие, будут ошибочные расчёты.
  • Отсутствие межевания объекта. При составлении карты и дальнейшей разработки проекта, должен присутствовать кадастровый номер участка. Бывает, что кадастровый номер отсутствует, следовательно, продлевается время разработки проекта до получения выписки ЕГРН и постановки на учет в Росреестре.
  • Неполная или недостоверная запрашиваемая информация от Заказчика. Предоставление ошибочных исходных данных влечет к разработке некорректного проекта, соответственно, на экспертизу будет направлен проект, который не соответствует действительности. И в результате этого приходится заново переделывать весь проект после получения экспертного заключения.
Поэтому очень важно при заказе проектов не только выбрать квалифицированного разработчика, но и предоставить исполнителю достоверную исходную информацию.

ЭкоПравовед

346894, Ростовская область,
г. Батайск,ул. Комсомольская, д. 79

+7 (938) 106-20-06
E-mail g.batakova@eco-pravoved.ru
Made on
Tilda