Экологические и Юридические услуги

г. Ростов-на-Дону e-mail: batakovagn@eco-pravoved.ru
+7(938)106-20-06

 

Возвращаюсь к теме разработки проектов санитарно-защитных зон. С разработкой каждого отдельного проекта в различных регионах накапливается свой опыт. Которым и хочу поделиться.

Ошибок при разработке проектов множество. И основные я решила систематизировать и разобрать.

Итак, типичные ошибки при разработке СЗЗ:

  1. Учтены не все источники выбросов ЗВ и шума (ИШ). Так бывает, когда вроде бы все учли, провели полное обследование предприятия, но вот при подаче экспертного заключения выясняется, что не учли источники шума внутри помещения. Например, котел, холодильное оборудование, какой-либо компрессор. По источникам выбросов аналогично, только конечно сам источник должен контактировать с открытым воздухом – вент.шахты, стоянки автомобилей, та же труба от котла. А в источники шума не забудьте добавить внутренний проезд не только своего автотранспорта, но и стороннего – мусоровоз, доставка продукции и т.п.
  2. Не учтены перспективы развития предприятия. Необходимо сразу закладывать риски возможного увеличения СЗЗ, чтобы в дальнейшем не тратить время и средства на мероприятия по снижению негативного влияния предприятия на окружающую среду.
  3.  Не учтены пересечения с СЗЗ соседних предприятий. Следует учитывать суммарные выбросы в атмосферу от всех объектов, входящих в единую промышленную зону. Так, можно объединить и сделать единую СЗЗ для узла однородных предприятий, но при этом ИЗАВ и ИШ должны быть учтены по всему промышленному узлу.
  4. Неправильное обоснование размеров и границ СЗЗ. Проект СЗЗ должен содержать обоснование в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учётом оценки риска для здоровья человека (для 1 и 2 класса). При определении расчетных границ СЗЗ должно быть учтено рассеивание ЗВ на нормируемой и жилой территориях, где на нормируемой – не более 0,8 ПДК, на жилой – 1 ПДК, а по шуму – не более ПДУ. При этом на карте-схеме должны быть учтены все нормируемые территории согласно п. 2.5  СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
  5. Ошибки в графических материалах. В составе проекта СЗЗ должны быть представлены необходимые графические материалы, например, схемы размещения источников выбросов и загрязнения атмосферного воздуха, источников шума и зоны их воздействия.
  6. Нарушения в документах для внесения СЗЗ в ЕГРН. Одна из часто встречаемых ошибок. Когда разрешенный вид пользование земельным участком один, а само фактическое использование другое. Например, на землях с/х назначения расположен рыбцех, на землях промышленности – пищевое производство. Часто встречаются такие случае, когда проанализированы все источники выбросов и шума, но само здание не стоит в кадастре как объект капитального строения, что тоже останавливает процесс разработки проекта до устранения этих недочетов. Вывод – земля и объекты капитального строительства должны быть приведены в соответствие с их фактическим использованием.
  7. Следующая и очень значимая ошибка. Неправильно определены ограничения при установлении сан.зон. Т.е. разработчик проделав грандиозную работу, в самом ее окончании делает одну оплошность, которая перечеркивает весь проект. Определяет радиус санитарно-защитной зоны и вносит ограничения, согласно которым в пределах существующей СЗЗ другие предприятия и организации не могут осуществлять определенную деятельность. Например, проект разработан для маслоцеха (пищевое производство), но ограничения он накладывает по п.5 Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 года № 222 , при котором другие пищевики уже не могут в границах этой установленной СЗЗ осуществлять свою деятельность. При том, что согласно абз. д п.16 Правил установления СЗЗ и п.5.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 СЗЗ для объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции…допускается размещение новых профильных, однотипных объектов, при исключении взаимного негативного воздействия на продукцию, среду обитания и здоровье человека. И подобных оплошностей много. Поэтому разработчик должен внимательно изучить все предприятия в зоне установления предполагаемой СЗЗ, уточнить у Заказчика, все это согласовать, а уж потом устанавливать санитарно-защитную зону.

Это не исчерпывающий перечень ошибок при проектировании СЗЗ, их достаточно большое разнообразие. И зависит это и еще и от требований региональных Управлений Роспотребнадзора.

Не переживайте, если Ваш проект не прошел согласование в первом чтении, это было бы конечно для всех идеально!

И всегда помните, что работа над ошибками – это Ваша новая точка роста!

 

Проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (НДВ) — это документ, который определяет нормативные показатели допустимых выбросов загрязнителей в атмосферу. 

Проект НДВ разрабатывается на основании следующих нормативных актов:

  • статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «Об охране окружающей среды», 
  • статьи 12, 22 Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»,
  • Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 августа 2020 г. №581 «Об утверждении методики разработки (расчёта) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».

 

В структуру проекта НДВ входит: 

  • общая характеристика предприятия
  • картографический и графический материал с нанесением каждого источника выбросов
  • ситуационный план района расположения объекта
  • технологический процесс предприятия и описание источников выбросов
  • характеристика источников выбросов загрязняющих веществ (ЗВ)
  • таблицы рассеивания ЗВ на границе производственной площадке, на границе СЗЗ, на нормируемых территориях – жилой (1 ПДК) и особой нормируемой зоне (по 0,8 ПДК)
  • Расчеты и карты рассеивания ЗВ

 

Разрабатывается проект НДВ для следующих целей:

  • определение количества стационарных источников выбросов загрязняющих веществ
  • выявление вредных веществ, содержащихся в выбросах, расчёт фоновых концентраций и оценка влияния на атмосферный воздух
  • обоснование и установление нормативов выбросов загрязняющих веществ
  • выполнение мероприятий по снижению негативного влияния на атмосферный воздух
  • уменьшение платы за негативное воздействие без повышающего коэффициента
  • получение разрешения на выбросы сроком действия до 7 лет. 

Проект НДВ необходим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, на балансе или в пользовании которых имеются объекты негативного воздействия на окружающую среду I, II или III категории и имеющим источники выбросов в атмосферу. 

 

Инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – инвентаризация выбросов) представляет собой обязательную процедуру определения и систематизации данных о выбросах хозяйствующего субъекта (предприятия или организации). Она является базовым проектом для расчета нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (проект НДВ).

Проведение инвентаризации выбросов обязательно для всех хозяйствующих субъектов, при деятельности которых выбрасываются загрязняющие вещества в атмосферный воздух. (требование ст.22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "Об охране атмосферного воздуха")

Инвентаризация выбросов проводится на основании Приказа Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки её данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки». 

Этот приказ устанавливает:

  • правила проведения инвентаризации выбросов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. 
  • сроки проведения инвентаризации выбросов и назначение должностного лица, ответственного за её проведение. 
  • порядок корректировки данных инвентаризации выбросов. 

 

При проведении инвентаризации выбросов проводятся следующие работы:

  1. Анализ ранее разработанных документов. 
  2. Анализ технологий и тех.процессов на предпритии, составление пояснительной записки проекта.
  3. Детальное описание источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе указание их координат.
  4. Подготовка картографических материалов с изображением всех источников выбросов на местности с привязкой к единой системе координат. 
  5. Инструментальные замеры на организованных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, при наличии точек отбора и ПГУ (пыле-газоочистного оборудования). 
  6. Определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. 
  7. Формирование таблиц параметров и состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. 
  8. Составление отчёта. 

Отчет по инвентаризации источников выбросов используется как исходный документ для постановки объекта на государственный учёт на 4-ую категорию и основа для разработки проекта НДВ, является составной частью проекта по обоснованию санитарно-защитных зон.

 

 

При разработке технических отчетов по инвентаризации источников выбросов, мы зачастую сталкиваемся с проектами, составленными другими разработчиками. Понятно, что заказчик, заключив контракт с исполнителем желает получить качественную услугу, но не каждый может проверить полученный проект на соответствие. Мы решили систематизировать и составить своеобразный «ТОП» ошибок, которые зачастую допускают даже продвинутые разработчики.

 

ТОП-10 ошибок и недочетов в проектах инвентаризации ЗВ:

  1. Отсутствует описание объекта ОНВ (это производственная площадка) по 8-ми сторонам света, не указана (или не верно указана) ближайшая жилая застройка и нормируемая территория.
  2. Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» (с изменениями и дополнениями от 10 апреля 2008 г., 6 октября 2009 г., 9 сентября 2010 г., 25 апреля 2014 г., 28 февраля 2022 г.) не корректно определена санитарно-защитная зона объекта ОНВ.
  3. На карте-схеме не корректно указаны границы объекта ОНВ или не верно нанесены источники выбросов.
  4. Не верно определены типы источников выбросов: организованный и неорганизованный.
  5. Учтены не все источники выделения ЗВ (это могут быть отопительные котлы, станки, работы по перегрузке сырья и т.п.).
  6. В разделе проекта «Характеристика хозяйствующего субъекта как источника загрязнения атмосферного воздуха» отсутствует нумерация источников.
  7. Не представлены вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух, либо вещества представлены не в полном объёме и не соответствуют выбросам от источников выделения. 
  8. Использовались не корректные методики для расчета ЗВ от источников выбросов.
  9. Расчёт массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух представлен не для всех источников.
  10. На источниках выбросов загрязняющих веществ, оснащённых газоочистными установками, определение выбросов загрязняющих веществ, подлежащих очистке, не проведены инструментальные замеры. На ПГУ расчет загрязняющих веществ должен осуществляться только инструментальными методами (не всегда прикладываются протоколы инструментальных замеров).

Наличие вышеуказанных нарушений и иного несоответствия методикам выполнения проектной документации, предоставление неполной, недостоверной или искажённой информации ведёт к некорректному расчету нормативов допустимых выбросов и отказу в предоставлении государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов (нормативов НДВ), а также к штрафу юридического лица при проведении контрольно-надзорного мероприятия

 

Инвентаризация зеленых насаждений подразумевает под собой документальный учет всех элементов комплексного благоустройства на определенной учетной площади (зеленые насаждения, дорожно-тропиночная сеть, плоскостные сооружения, малые архитектурные формы, системы функционального обеспечения и пр.), природных сообществ, находящихся на территории зеленого фонда, с их количественной, площадной и качественной оценкой.

Иными словами, при проведении инвентаризации проводится ряд мероприятий по количественной и качественной оценке состояния многолетних зеленых насаждений, а также учитываются тропинки, дорожки, покрытия, малые архитектурные формы, и прочие сооружения, находящиеся на учетной территории.

Сама инвентаризация проводится в соответствии с нормативными актами субъекта Федерации. В Ростовской области – это Областной закона от 03.08.2007 № 747- ЗС «Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области»,ПостановлениеПравительстваРостовскойобласти от 30.08.2012 № 819 «Об утверждении Порядка охраны зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области».

Учет зеленых насаждений отражается в специальных ведомостях, где указывается породный состав, возраст, высота деревьев, диаметр их ствола, делаются отметки о состоянии древостоя – повреждения болезнями и вредителями, сильный наклон ствола, аварийность.

На основании данных, занесенных в ведомость оформляется паспорт на многолетние зеленые насаждения, где все данные по ведомостям систематизируются и вносятся в таблицы. Обязательно к паспорту идет картографический материал. На карте-схеме отмечаются все пронумерованные деревья учетного участка, делаются отметки по аварийным деревьям (при наличии), а также наносятся дорожно-тропиночная сетка, архитектурные формы, скамейки, урны, детские площадки.

Помимо самого паспорта, проводится оценка зеленых насаждений, по результатам которой выдается Экспертное заключение. Оценку могут проводить организации, специалисты которых имеют соответствующее образование в сфере лесоводства, сельскохозяйственного направления (агрономия). Также возможно привлечение стороннего эксперта, имеющего соответствующее образование (более подробно в предыдущих публикациях https://vk.com/@eco_pravoved-chto-takoe-ocenka-sostoyaniya-zelenyh-nasazhdenii ).

В экспертном заключении указывается полный перечень пород деревьев с учетом их физиологического и морфологического состояния. Все данные сводятся в специальные таблицы. К экспертному заключению прилагаются подеревная ведомость, ведомость малых архитектурных форм, карты-схемы участка с нанесенными на нее многолетними насаждениями и акт оценки состояния зеленых насаждений.

Из нашего опыта проведения инвентаризаций зеленых насаждений скажу, что основными сложностями, с которыми сталкиваются специалисты в таких работах являются:

отсутствие должных знаний о породах деревьев – не все могут сразу определить вид растения;

отсутствие опыта картографии – зачастую просто не могут соотнести объект и выстроить корректно карту;

отсутствие должного образования и навыка для определения состояния деревьев (пораженность вредителями, болезни).

А так как все работы ведутся по определенной методике оценки зеленых насаждений (приказ ГорстрояРФот15.12.1999 № 153,Методика инвентаризациигородскихзеленыхнасаждений,утверждённаяМинстроемРоссиив1997), то это представляет большую сложность в выполнении работ для специалистов, не имеющих навыков и нужной специализации.

Специалисты «ЭкоПравовед», в том числе и я (как руководитель) имею образование в сфере природопользования. Мы проводим качественные работы по инвентаризации зеленых насаждений и выдаем экспертные заключения, подписанные квалифицированными специалистами в этой области. Также мы располагаем программным обеспечением, при помощи которого грамотно составляются карты, а главное – имеется наработанный годами опыт проведения инвентаризаций зеленых насаждений, за 2023 год мы провели работу на 20 га на территории Пролетарского района Ростовской области. Будем рады поделиться своим опытом и помочь Вам с инвентаризацией зеленых насаждений.

 

Согласно ст.67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2022 №7-ФЗ, хозяйствующие субъекты, относящиеся к I, II, IIIкатегориям проводят производственный экологический контроль (ПЭК) и предоставляют отчет.

Отчет оформляется и сдается на основании приказа Минприроды РФ от 14.06.2018 года №261.

Сам отчет подается в уполномоченный орган, в зависимости от уровня надзора: федеральный уровень - в ТУ Росприроднадзора, при региональном уровне - в исполнительный орган власти субъекта РФ, осуществляющий экологический надзор (министерство природных ресурсов субъекта Федерации (область, край, республика) посредством личного кабинета природопользователя.

Срок подачи – не позднее 25 марта, следующего за отчетным годом.

На что стоит обратить внимание при подаче отчетности?

  • План-график контроля по выбросам загрязняющим веществ в атмосферный воздух (на предприятии должны быть проведены необходимые лабораторные исследования на организованных источниках, либо соответствие нормативам выбросов загрязняющих веществ подтверждено расчетным методом)
  • Журнал учета, движения отходов, который ведется по утвержденным формам согласно Приказу Минприроды РФ от 08.12.2020 года №1028 (из него берем годовые цифры образования, и данные по передаче отходов)
  • Протоколы исследований по сточным водам, по которым сравнивается концентрация загрязняющих веществ в сбрасываемых водах с установленными нормами (при наличии у предприятия сточных вод, сбросов).

 

Главное – все разрешительные документы должны быть действующими, и разработана программа производственного контроля, на основании которой и осуществляется ПЭК и сдается сам отчет.

В ходе послания Федеральному собранию В.В. Путин предложил заменить мораторий на проверки бизнеса с 2025 года на основании риск – ориентированного подхода, утвердив его законодательно.

Что подразумевается под риск-ориентированным подходом?

Согласно ст.8.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Иными словами, в аспекте государственного экологического надзора риск-ориентированный подход делит хозяйствующие субъекты (природопользователей) по критериям на 1,2,3, 4 категории (Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 года N 2398), где 1 категория – это субъекты с наибольшим воздействием на окружающую среду, а 4 категория – с наименьшим, которые освобождаются от проведения плановых проверок и разработки ряда природоохранной документации. Критерии отнесения к категориям можно изучить в этом же Постановлении №2398.

Каждой категории соответствуют свои требования по соблюдению природоохранного законодательства. В нашем сообществе ВК и телеграм ЭкоПравовед в своих публикациях я подробно разбираю нормы законодательства в области охраны окружающей среды, а также многие другие аспекты, связанные с экологией.

В ближайшее время я расскажу какие требования выдвигаются к природопользователям, имеющим 1-4 категории и коснусь природоохранного законодательства вновь присоединенных территорий Луганской и Донецкой Народных Республик.

  #рискориентированныйподход #экологическийнадзор #НВОС #природоохранноезаконодательство #экологическоесопровождение #категориинвос

 

В продолжение темы по добыче подземных вод из скважин, поговорю сегодня об основных требованиях, выдвигаемых недропользователю государством после выдачи лицензии.

Это важно знать, так как невыполнение условий лицензирования помимо штрафных санкций влечет возможное аннулирование лицензии.

  Итак, я разберу на примере лицензии на добычу технической воды, но это также применимо и к питьевой воде.

Первым делом смотрим раздел «ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ПОЛЬЗОВАНИЮ НЕДРАМИ». В нем прописывается обязанность либо отсутствие обязательства по проведению геологического изучения недр, государственной экспертизы запасов подземных вод, согласование и утверждение проектной и иной документации. Этот пункт очень важный. Если в обязательствах прописана оценка запасов, то недропользователь может приступить к добыче воды только после проведения оценки и утверждения запасов подземных вод.

Далее нас интересует раздел «ТРЕБОВАНИЯ ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ НЕДР, ПО БЕЗОПАСНОМУ ВЕДЕНИЮ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕДРАМИ».

В этом разделе прописаны все обязанности и требования, которые должен соблюдать недропользователь, предусмотренные ст. 23 и ч.5 ст. 24 ФЗ № 2395-1 от 28.02.1992, в том числе:

  • Соблюдать требования технических проектов водозаборов. Соблюдать все мероприятия, предписанные проектом.
  • Предоставлять данные мониторинга подземных вод в систему государственного мониторинга состояния недр.
  • Соблюдать стандарты по охране объектов окружающей среды.
  • Сохранять геологическую и иную информацию, полученную в ходе геологического изучения недр и эксплуатации скважин и т.д.

В данном разделе описаны скважины и годовой и суточный водозабор, установленный лицензионным соглашением.

Стоит обратить внимание на обязанность проведения ежегодного мониторинга подземных вод и ряд отчетностей, которые необходимо сдавать.

Отчетности: 4-ЛС, 2-ТП (водхоз), сведения об учете объема забора (изъятия) по формам 3.1-3.3. Полный перечень и даты отчетов, можно посмотреть в нашем календаре отчетностей по экологии, размещенном в сообществе для скачивания. Также должны вестись журналы учета добытой воды.

Главное, что стоит помнить, лицензия – это лицензионный договор, им закреплены объемы добычи подземных вод. Лицензия не отчуждается в пользу третьих лиц, и соблюдение условий лицензии – это главная обязанность недропользователя.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (ст.11 Федерального закона РФ «О недрах» № 2395-1 от 28.02.1992). Этот документ удостоверяет право на пользование участком недр и определяет: границы этого участка; цель и срок пользования недрами при соблюдении предусмотренных в лицензии условий.

Лицензия на недропользование – это договор между государством и пользователем (Лицензиатом) на использование участка недр и содержащихся в нем подземных вод. Непосредственный орган, выдающий лицензии на недра – Департамент по недропользованию (территориальное подразделение Федерального агентства по недропользованию), либо уполномоченный орган субъекта Федерации (напр. Министерство природных ресурсов Ростовской области). Руководящий документ по лицензированию недропользования – Федеральный закон РФ «О недрах» № 2395-1 от 28.02.1992. В нем прописаны все требования и меры ответственности природопользователя.

Кому требуется лицензия на добычу подземных вод (недропользование)?

Всем юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, ведущим коммерческую деятельность и имеющим на балансе скважины по добыче подземных вод. 

Когда не нужно оформлять лицензию на добычу подземных вод?

Поясню, что на своем, арендованном земельном участке для своих личных нужд при добыче воды менее 100 кубометров в сутки, лицензию на воду получать не нужно. Об этом говорит нам ст.19 ФЗ № 2395-1 от 28.02.1992.

 Что собой представляет лицензия?

Государство предоставляет недра в пользование с оформлением разрешения – лицензии. Документ выдается на утвержденном бланке с гербом РФ, графическими изображениями и текстовым приложением с определением условий договора. Документ содержит информацию: какой участок недр может использовать предприниматель; в рамках какого срока; на каких условиях; с какой целью. Условия лицензии основываются на Федеральный закон РФ «О недрах» № 2395-1 от 28.02.1992.

 Лицензии являются индивидуальными, т. е. добыча подземных вод, на которою предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Права, основанные на лицензии, являются непередаваемыми. Допускается переход прав, основанных на лицензии, ТОЛЬКО в случае реорганизации юридического лица, т.е. к правопреемнику.

Таким образом, при передаче в пользование, продаже и прочими действиями со скважиной, которые ведут к смене водопользователя, лицензия НЕ ПЕРЕДАЕТСЯ. Более того, нарушаются основополагающие условия лицензирования, что чревато высокими штрафными санкциями. Новый пользователь скважины должен оформить лицензию на свою организацию, а предыдущая лицензия аннулируется.

 Все нарушения, связанные с невыполнением лицензионных требований, влекут за собой административную ответственность, при чем в очень значительных размерах.

Согласно ст.7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, штраф за пользование недрами без лицензиисоставляет на юридическое лицо от 800 000 – 1 000 000 рублей.

Размер штрафа за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами от 300 000 до 500 000 рублей на юридическое лицо.

При грубых нарушениях условий эксплуатации скважины, действующая лицензия аннулируется.

 

Продолжается период отчетностей и кратко расскажу об отчетностях по экологии, которые нас ждут в марте 2024 года.

  1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) нужно произвести до 1 марта 2024.

Плата рассчитывается за предшествующий 2023 год. Вносят плату предприятия, организации, учреждения, ИП, эксплуатирующие объекты НВОС I-III категории.

Исключение составляют те организации, которые работают только на объектах IV категории НВОС.

Платы взимается за выбросы загрязняющих веществ, сбросы и размещение отходов.

На основании статей 16-16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, вносить плату необходимо до 1 марта года, следующего за отчетным. Плата рсуществляется по реквизитам ТУ Росприроднадзора, на территории которого происходит ведется деятельность.

Обратите внимание! Один раз в год платят субъекты малого и среднего предпринимательства, остальные вносят авансовые платежи поквартально. При этом 4-ый квартал не платится, а подводится итог и расчет декларации по плате за НВОС за год.

Нюансы. Если предприятие 3-ей категории не имеет проекта НДВ, согласованного в Управлении Роспотребнадзора, т.е. отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ) на проект, то плата за выброс загрязняющих веществ 1-2 класса опасности считается сверхлимитно, и осуществляется в 25-тикратном размере. В таком случае в разрешительных документах нужно указать отчет ПЭК.

  1. Декларация о плате за НВОС подается до 10 марта 2024.

Декларацией Вы подтверждаете начисление платы за НВОС и в ней же в ИТОГАХ проставляете свои авансовые платежи, в случае если они присутствуют.

Декларация подается через личный кабинет природопользователя (ЛК Росприроднадзора) посредством подписи ЭЦП.

К декларации прикрепляется в разделе депонируемые материалы – копии договоров на размещение отходов и журналы учета движения отходов за отчетный период.

В случае выявление сотрудниками РПН ошибок и недочетов, подсветиться красным комментарий, и Вам нужно будет подать откорректированную декларацию заново.

  1. Отчет по формам 6.1, 6.2, 6.3 – до 15 марта 2024.

На основании приказа Минприроды РФ от 06.02.2008 №30 водопользователи должны предоставить в ТУ БВУ Росводресурсов сведения о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ. Документ подается в срок до 15 марта в бумажном виде или онлайн.

  1. Отчет об организации и результатах ПЭК – до 25 марта 2024 года.

Согласно приказу Минприроды РФ от 14.06.2018 года №261, хозяйствующие субъекты I, II, III категорий обязаны отчитываться о проведении производственного экологического контроля (ПЭК). Отчет подают в ТУ Росприроднадзора или в исполнительный орган власти субъекта РФ, ответственный за экологический надзор. Срок подачи – не позднее 25 марта. Подается через ЛК Росприроднадзора, подписывается ЭЦП.

Нюансы. По организованным источникам выбросов, на которых осуществляется по плану-графику лабораторный контроль, нужно своевременно получить протоколы аккредитованной лаборатории и прикрепить их к отчету ПЭК.

 

Помимо отчетностей, обязательно поквартально должен вестись журнал учета и движения отходов (ст. 19 федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и приказ Минприроды РФ от 08.12.2020 года №1028).

Учет ведут в журнале движения отходов, либо отдельно по каждому объекту НВОС I-IV категорий, либо по всему юридическому лицу в целом. Образец журнала представлен в приложении 1 к приказу №1028.

В журнале фиксируются все виды отходов I-V классов опасности, кроме радиоактивных, биологических и медицинских. Считаются как отходы, которое образовало само предприятие, так и те, что оно получило от других организаций.

При необходимости пишите, и мы поможем составить или проконсультируем Вас по каждой отчетности.