Экологические и Юридические услуги

г. Ростов-на-Дону e-mail: batakovagn@eco-pravoved.ru
+7(938)106-20-06

 

Как любой товар, продукция должны иметь свой утвержденный состав, подтвержденный сертификатом качества, так и у любого вида отхода должен быть подтвержден его состав ПАСПОРТОМ отходов 1-4 класса опасности. Это прописано в ст. 14 Федерального закона 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Кто должен составлять паспорта на отходы?

Опять же вернемся к ст. 14 89-ФЗ, которая гласит, что «индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности» в определенном утвержденном порядке.

Таким образом, все хозяйствующие субъекты в результате деятельности которых образуются отходы, должны составить паспорт на свой отход.

Паспорт отхода составляется на основании документации, подтверждающей его химический и физико-химический состав. Это и справки о составе завода-изготовителя, и технические условия, различные справочники.

Но есть ряд отходов, для подтверждения состава которых требуются лабораторные исследования. В этом случае требуется аккредитованная лаборатория, которая выедет к вам на объект, возьмет пробу отхода и проведет исследования состава отхода. А уже на основании полученного результата будет составлен паспорт отхода.

Отходы, которые есть в Федеральном Классификационном каталоге отходов (ФККО) не требуют подтверждения класса отхода, т.е. не требуется производить расчет класса опасности и направлять документы по отходу в уполномоченный территориальный орган Росприроднадзора.

Для сверки данных по отходам рекомендуется пользоваться банком отходов.

Сама форма и требования к составлению паспорта отхода утверждены Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1026 "Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности".

Стоит помнить, что на отходы 5-го класса опасности паспорт отхода не составляется, но состав отхода подтверждается исключительно лабораторно – биотестированием.

Если остались вопросы по паспортам на отходы, пишите в комментариях.

Мы оказываем услуги по составлению паспортов отходов, и с удовольствием поможем в этом Вам!

 Что подразумевается под ведением учета движения отходов?

Это прежде всего ведение учетных таблиц по определенным формам. Эти формы утверждены Приказом Минприроды РФ от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» (зарегистрирован в Минюсте РФ 24 декабря 2020 года, регистрационный N 61782).

 

В них вносится полный перечень всех видов отходов, которые образуются в результате хозяйственно – производственной деятельности предприятия или организации.

Ведется он поквартально и сводится полностью за календарный год.

Обязанность по ведению материалов учета движения отходов закреплена в части 1 статьи 19  Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об отходах производства и потребления".

Для чего нужен учет отходов?

Во-первых, он необходим для правильного расчета платы за негативное воздействие.

Во-вторых, учет отходов используют при проведении инвентаризации отходов производства и потребления.

В-третьих, он применяется при разработке программы производственного экологического контроля.

И в – четвертых, при паспортизации отходов, которые образуются на предприятии.

Немного об ответственности.

КоАП РФ предусматривает привлечение к административной ответственности за отсутствие материалов учета образовавшихся отходов по ч. 10 ст. 8.2 со штрафными санкциями на юридических лиц от 200 000 до 350 000 рублей, на ИП – от 40 000 до 60 000 рублей, на должностных лиц – от 20 000 до 40 000 рублей.

Формы и бланки материалов учета движения отходов, а также видеоинструкцию по заполнению форм учета можно заказать у нас в магазине товаров и услуг сообщества ВК Экоправовед - https://vk.com/market-212292768?w=product-212292768_6275881%2Fquery.

 

Сегодня я расскажу с чего начать, если вы запускаете свое производство.

В настоящее время законодатель дает возможность, это делать в уведомительном порядке, тем не менее, выполнять все требования лучше своевременно.

⠀1. Для начала нужно оценить воздействие Вашего производства на окружающую среду: наличие выбросов в атмосферу, загрязнения почвы, сбросов в водные объекты, образование отходов производства. Измерить расстояние от производства до жилой застройки. Все это можно сделать самим, а лучше всего воспользоваться помощью профессионального специалиста-аудитора.

2. Начинается проектная работа, т.к. без инвентаризации источников выбросов, если есть таковые, Вы не сможете корректно выполнить постановку на государственный учет производства. Аналогично производится нормирование сбросов, параллельно проводится инвентаризация отходов производства и потребления, утверждаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, разрабатывается проект санитарно-защитных зон при необходимости.

3. Ставим Ваше производство на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду. При постановке производственной площадке присваивается категория опасности от 1 до 4 и уровень надзора региональный или федеральный.

Ну а далее в зависимости от категорийности предъявляются требования к разработке и ведению дальнейшей документации, о чем я расскажу в следующих публикациях.

Отдельно скажу, что организации 4 категории не осуществляют плату за негативное воздействие, не разрабатывают ряд документов, и не подлежат плановым проверкам, но к 4 категории, как правило, производства не относятся. Это в основном, офисные и административные учреждения. Подробно про категории описано в предыдущих публикациях.

P.s. Для проведения аудита организации, напишите мне в директ, первым трем обратившимся аудит документации в подарок!

 

Нарушение хозяйственной деятельности именно в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос – одно из самых часто встречающихся административных правонарушений. Особенно это боль сельскохозяйственных предприятий, чьи угодья расположены на берегах водных объектов.⠀

✔ Самое главное - что нужно знать, осуществляя свою хозяйственную деятельность вблизи водного объекта (реки, пруда, водохранилища, озера, моря):

  • ⠀размер водоохранной зоны водного в водоохраной объекта (ст. 65 Водного Кодекса РФ), который устанавливается в зависимости от протяженности;
  • ⠀размер прибрежной защитной полосы (ст. 65 Водного Кодекса РФ), который зависит от угла уклона берега, и может совпадать с водоохраной зоной в случае, если водный объект имеет особо ценное рыбохозяйственное значение.
  • ⠀знать запреты и ограничения по деятельности в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе.
  • ⠀в случае если у Вас есть постройки или Вы ведете какую-либо деятельность в водоохраной зоне, необходимо получить согласование в территориальном органе Росрыболовства, это несложно, и убережет Вас от лишних штрафов.

Законодатель разграничивает понятия водоохранных зон и прибрежных защитных полос, давая разъяснения в ст.65 Водного Кодекса.

Однако запреты, распространяющиеся на деятельность в водоохранных зонах, распространяются и на прибрежные защитные полосы.

⠀✔Итак, в водоохранных зонах водных объектов запрещено⛔:

- использование сточных вод для удобрения почв;

- размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

- осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

- движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В дополнение к этому перечню, в границах прибрежных защитных полос водных объектов запрещается🚫:

  • - распашка земель;
  • - размещение отвалов размываемых грунтов;
  • - выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

 

 

Ко мне в марте обратился клиент с одним интересным делом.

Распашка прибрежной защитной полосы водного объекта, штраф 200 000 рублей на юридическое лицо.

У каждого водного объекта есть водоохранная зона, ширина которой зависит напрямую от протяженности водного объекта, и чем больше протяженность, тем шире водоохранка.

            В водоохранную зону входит прибрежная защитная полоса, ширина которой варьирует в зависимости от угла уклона берега и составляет от 30 до 50 метров, в исключительных случаях, ее ширина может совпадать с водоохранной зоной. Все основные положения и ограничения хозяйственной деятельности касаемо водоохранки и прибрежной защитной полосы закреплены в статье 65 Водного кодекса РФ.

Как правило, когда привлекают собственника земельного участка за такое нарушение хозяйственной деятельности в этих зонах водных объектах, выиграть суд практически невозможно, т.к. четко установлено событие правонарушения, факт распашки земельного участка в прибрежной защитной полосе водного объекта и конечно же сам собственник земельного участка.

            Но тут была совсем другая история. Собственник земельного участка, на котором было зафиксировано нарушение, самоустранился. Он объяснил инспекторам надзорного органа, что не имеет никакого отношения к выявленному нарушению. А смежный соседский земельный участок был моего клиента, который оказался распаханным одним массивом с предыдущим участком в границах прибрежной защитной полосы.

Дело было очень интересное. Ранее работая в надзорных органах, я получила свой бесценный опыт, который сослужил мне верную службу. Мы нашли свидетелей, выявили нарушителя - предприятие, которое решило "помочь" в обработке земли своим соседям и распахало им земельные участки практически до самой береговой линии.

            И в итоге, выигранное дело в двух инстанциях: в районном и областном судах! Я была рада помочь восстановить справедливость.

И хочу добавить, что вера в успех - это уже 80 % успеха! А когда твердо знаешь, что делаешь нужное, правильное дело - то добавляются остальные 20%!

Всем вам успехов в вашем, правильном и обязательно любимом деле!

 

В этой статье я постараюсь доступным языком разъяснить чем отличается инспекционный визит от профилактического. Для это мы обратимся к Федеральному закону РФ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ.

Инспекционный визит (ст. 70 ФЗ) относится к контрольно-надзорным мероприятиям (глава 13 ФЗ), а профилактический визит (ст. 52 ФЗ) к профилактическим мероприятиям (глава 10 ФЗ).

Таким образом и требования при проведении этих мероприятий будут различаться.

При инспекционном визите может проводиться осмотр, опрос, получение письменных объяснений, инструментальное обследование, истребование документов. Инспекционный визит проходит без предварительного предупреждения проверяемого лица и по согласованию с прокуратурой. Срок проведения инспекционного визита не может превышать 1 рабочий день на одном производственном объекте, и контролируемое лицо обязано обеспечить беспрепятственный вход на территорию объекта.

Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы, также возможно применение дистанционной конференц-видео-связи. В этом случае может осуществляться консультирование контролируемого лица, но надзорные мероприятия НЕ проводятся. О таком визите лицо предупреждается заблаговременно – за 5 рабочих дней, и имеет право отказаться от него, уведомив об этом контролируемый орган не позднее, чем за 3 рабочих дня с начала его проведения.

Есть обязательные профилактические визиты, от которых нет возможности отказаться, для определенных сфер деятельности. Или же организации отнесены к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска. Об этом я говорила в предыдущей публикации «Какие проверки отменили в 2022 году?»

В рамках профилактического визита могут собираться сведения о принадлежности объекта к той или иной категории риска.

По итогам профилактического визита организации НЕ выдаются предписания об устранении нарушений, а разъяснения, полученные от инспектора в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.

В случае если в результате проведения профилактического визита были выявлены нарушения, которые влекут существенную угрозу причинения вреда, принимается решение контролирующим органом о проведении контрольно-надзорного мероприятия, но оно уже в свою очередь согласовывается с органом прокуратуры.

 

Для начала разберемся что такое инвентаризация источников выбросов ЗВ в атмосферный воздух – это сбор и упорядочивание всех необходимых сведений о распределении источников на территории предприятия, классе опасности источников выбросов и других параметров, количестве и составе выбросов вредных веществ в атмосферу. Это разъяснение дается с сайта Генпрокуратуры РФ и природоохранной прокуратуры.

Инвентаризацию проводят все хозяйствующие субъекты любой правовой формы, юридические лица и предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»)

Инвентаризация проводится согласно утвержденного Приказом Министерством природных ресурсов Российской Федерации 19 ноября 2021 года N 871 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки.

Итак, для чего же проводится инвентаризация?

На основании инвентаризации производится постановка производственной площадки/объекта предприятия на государственный учет объектов негативного воздействия (НВОС).

Инвентаризацияявляется основой и неотъемлемой частью в разработке нормативов предельно допустимых выбросов.

На основе инвентаризации разрабатывается программа производственного экологического контроля, а также мероприятия по снижению выбросов при неблагоприятных метеоусловиях.

Корректировка данных уже проведенной инвентаризации осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.

За отсутствие инвентаризации источников выбросов предусмотрена административная ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ, согласно которой за невыполнение вышеуказанных требований закона предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц - от 2 до 5 тыс. руб.; на юридических лиц - от 20 до 100 тыс. руб.

 

P.s. Заказать инвентаризацию источников выбросов по приемлемой цене можете у нас, оправив заявку на почту или в сообщение.

 В предыдущих постах я знакомила Вас с категориями негативного воздействия.

Итак, в настоящее время по законодательству РФ предприятия разделяются на 4 категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

А теперь кратко об основных требованиях к предприятиям по этим категориям.

Самое основное – это предприятия должны стать на государственный учет объектов негативного воздействия и подтвердить свою категорийность свидетельством.

Требования к объектам III категории, наличие следующей документации:

- инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ + проект нормативов допустимых выбросов, если предприятие сбрасывает загрязняющие вещества, то также проекты по нормативам предельно допустимых сбросов;

- проект санитарно-защитной зоны;

- мероприятия по уменьшению выбросов при наступлении неблагоприятных метеорологических условий;

- программа производственного контроля;

- паспорта на отходы 1-4 класса опасности;

- ведение материалов учета движения и образования отходов;

- предоставление сведений в государственный кадастр отходов;

- обучение руководящих кадров и специалиста в области экологической безопасности;

- отчетности по воздуху, отходам, водным ресурсам, по производственному экологическому контролю. Более подробно про сроки сдачи отчетностей и их виды, я напишу в отдельной публикацию.

- осуществление платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Требования к объектам II категории:

Остаются те же требования, что и для III категории, и к ним добавляются еще:

- декларация о воздействии на окружающую среду (ДВОС), ее нужно подать не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешений и документов, полученных до 1 января 2019 г.

- проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, т.к. он необходим при подаче ДВОС

Требования к объектам I категории:

Требования что и для III категории и к ним добавляются еще:

Вместо ДВОС, предприятия получают комплексное экологическое разрешение (КЭР).

КЭР содержит (п. 10 ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ):
• технологические нормативы;
• нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ;
• нормативы допустимых физических воздействий;
• нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
• требования к обращению с отходами производства и потребления;
• согласованную программу ПЭК.

Для предприятий, которые относятся к IV категории или без категории остаются требования следующими:

- паспортизация отходов 1-4 класса опасности, биотестирование на подтверждение 5 класса;

- ведение материалов учета движения и образования отходов;

- предоставление сведений в государственный кадастр отходов;

- оплата экологического сбора, если предприятие является производителем или импортером товаров.

P.s. Все эти услуги Вы можете заказать у нас.

Также напоминаю, что первая консультация всегда БЕСПЛАТНО!

 В связи с отменой плановых и внеплановых проверок в текущем году, есть время привести документацию в соответствие.

А в этой публикации я расскажу, чем отличаются плановые проверки от внеплановых.

Федеральный закон от 31.06.2020 № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» полностью разъясняет эти моменты.

Для начала введу в курс, что есть документарная и выездная проверка.

То есть надзорный орган может запросить у организации все необходимые документы без выезда на место (документарно) и провести выезд на объект (выездная).

Как правило, плановые проверки в экологическом надзоре проводятся с выездом на производственную площадку. Это делается для более полной и достоверной проверки, т.к. проверяются не только документы, но и соблюдение экологических, санитарно-гигиенических норм на самой территории производственной площадки, и расположенных на ней объектов.

Плановые проверки формируются в предыдущем году, списки предприятий сводят в специальные планы, которые согласовывают с органом прокуратуры. Таким образом, у надзорного органа в конце текущего года уже сформирован план плановых проверок на следующий год.

Как проводится плановая проверка?

Уведомление о том, что в отношении Вашей организации будет проводиться выездная (плановая) проверка должно быть направлено не позднее 24 часов до начала проведения проверки. В Ваш адрес должна быть направлена копия решения (приказа) о проведении проверки.

Сроки проведения различные для форм бизнеса. Для среднего, крупного бизнеса общий срок проверки не должен превышать десять рабочих дней. Для субъектов малого бизнеса общий срок взаимодействия не должен превышать пятьдесят часов, а для микробизнеса – пятнадцать часов.

В ходе плановой выездной проверки может быть проведено осмотр производственной площадки, объектов, инструментальное обследование с забором проб исследуемых образцов с привлечением аккредитованной лаборатории, истребование документов.

По результатам проверки составляется акт, при выявлении нарушений протокол об административном правонарушении, и выдается предписание об устранении выявленных нарушений с определенными сроками. Также может быть выдано предупреждение или предостережение в качестве предупредительных и профилактических мер.

Внеплановые проверки, в отличие от плановых, не составляются заранее в сводный план проверок.

Они могут быть проведены без взаимодействия с проверяемым лицом – об этом я писала в предыдущих публикациях.

При взаимодействии проверки проводятся в случаях:

При проверке выполнения ранее выданных предписаний, сроки исполнения по которым истекли. Такие проверки могут быть и документарными, и выездными. В этом случае по результатам проверки составляется акт и закрываются выполненные предписания, или, при неисполнении пунктов предписания, составляется протокол об административном правонарушении и направляется в мировой суд, выдается повторное предписание с новыми сроками исполнения. Этот вид проверки не согласовывается с прокуратурой.

При необходимости согласования с прокуратурой проводятся внеплановые проверки по фактам обращений, при выявлении нарушений природоохранного законодательства при проведении обследований, инспекционных визитов, рейдовых осмотров.

В таком случае, по приезду на территорию предприятия в таком случае инспектор должен предъявить Вам задание (решение) о проведении внеплановой проверки.

Итак, что стоит запомнить!

Плановые проверки осуществляются только на основании согласованного с прокуратурой ПЛАНА ПРОВЕРОК на текущий год!

На сайте Генпрокуратуры через поисковое окно, через ИНН организации можно посмотреть какой гос.орган и когда Вас проверит.

Внеплановые проверки согласуются ВСЕ где есть взаимодействие с проверяемым лицом, за исключением проверок по выполнению ПРЕДПИСАНИЙ!

 

С приходом тепла в нашу страну, приходит и такое стихийное бедствие как ландшафтные пожары.

И одно дело, когда горит небольшой участок сельскохозяйственных угодий, а совершенно другое – когда выгорают тысячи гектар лесов.

Данные статистики из открытых источников говорят, что количество случаев возгораний уменьшается. Но вот голые цифры Авиолесохраны не радуют: с 01 января 2021 по 21 августа 2021 всего было охвачено огнем территорий –   17,160 миллионов га, из них 12,232 миллионов га – это лес!

И это данные только за один 2021 год!

За этими цифрами стоят жизни людей, работа спасательных служб, сгоревшее жилье населения и его же безответственность.

Давайте вместе поразмышляем над причинами и последствиями этого антропогенного воздействия человека на природу.

Каковы причины пожаров? Часто из СМИ можно слышать, что возгорание возникло от непотушенной сигареты, молнии, еще какой-то нелепой причины… Да, возможно – 0,1% из всех случаев выпадает на молнии, сигареты…

 Но, если бы я была обычным обывателем, я бы, наверное, так и думала. Но когда я сама лично выезжала на подобные пожары, привлекала к административной ответственности виновных, то конечно мне есть что вам рассказать.

Ростовская область не отличается большими площадями лесных территорий, основное – это донские и сальские степи, но север области имеет облесенные массивы. И поверьте на слово, пожар в степи – это такая же угроза и для людей и для животного мира.

В любом происшествии и преступлении ищете кому выгодно? Кому выгодно, чтобы горели леса, степи или выжигался камыш?

Ну конечно же людям! Тем, которые осуществляют незаконные рубки леса, ведь под пожаром так легко спрятать все следы, или заодно с рубкой горелого леса вырубить и сдать качественную древесину, или расчистить площади под производство или новую застройку.

Я никого не обвиняю, просто знаю, о чем говорю. Поразмышляйте какие сумасшедшие площади лесов уже сгорели за эти года и сколько нужно лесу времени, чтобы восстановиться в первоначальный вид? Дерево сгорает за секунды, а сколько лет нужно, чтобы оно выросло?

А выжигания степи? Я часто сталкивалась с этими случаями. И опять же – рука человека. И подскажите мне какой температуры должен быть воздух, чтобы от непотушенного бычка загорелась степь? Ну так себе, сомнительная версия.

Несмотря на вводимый пожароопасный период в нашей стране продолжают производить незаконное и неконтролируемое выжигание сухой растительности. И вместе с пожнивными остатками, огонь перекидывается на степь, поглощает целинные степи, древесно-кустарниковую растительность, камыши, места обитания диких животных и птиц. И это все начинает происходить весной, когда птица садится на гнезда, а в траве сидят новорожденные зайчата. Я видела собственными глазами обгоревших зайцев.

До введения пожароопасного периода, и после него разрешено проводить контролируемые выжигания с соблюдением всех правил пожарной безопасности. Но многие сельхозтоваропризводители этого не делают.

Я часто спорила по поводу целесообразности выжигания. Есть плюсы и минусы этого. Из плюсов – на полях в верхнем слое почвы уничтожается стерня, вместе с ней болезни, вредители, споры грибов, семена сорняков, и образуются, как говорят ученые, зольные вещества, которые удобряют почву минеральными элементами. Но ветровую эрозию почвы тоже никто не отменял, и все эти сгоревшие вещества уносятся ветром, обедняя наши земли.

Из минусов – уничтожается почвенная микрофлора, фауна, обитающая в верхнем слое почвы, уничтожается полезный гумусовый слой, который и дает нам незаменимое плодородие почвы.

Тут можно много писать и спорить по этому поводу. Но соблюдение норм пожарной безопасности – это залог гармоничного сосуществования нас, разумных «человеков» и природы на планете Земля, на которой мы всего лишь гости.  

И если мы не задумаемся об этом, то что после нас останется буквально через десяток лет? Думаю - одно пепелище…