Экологические и Юридические услуги

г. Ростов-на-Дону e-mail: batakovagn@eco-pravoved.ru
+7(938)106-20-06

Согласно Федеральному Закону №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», вступившем в силу с 1 июля 2021 года, проверочные мероприятия подразделяются на следующие виды:
1. При непосредственном взаимодействии надзорного органа с контролируемым лицом
2. Без такового взаимодействия.

Первая группа контрольных мероприятий включает в себя проведение выездных и документарных (невыездных) проверок, которые могут быть как плановые, т.е. утверждены планом проверок, согласованных с органом прокуратуры, и внеплановые проверки. Внеплановые проверки законодатель разделяет на проверки ранее выданных предписаний, срок исполнения по котором истекает на момент проведения мероприятия. Такие проверки не требуют специального согласования.
И внеплановые проверки по жалобам, обращениям, решение (приказ) о проведении которых необходимо согласовывать с органом прокуратуры.
Существует еще ряд внеплановых проверок, которые не требуют согласования с органом прокуратуры (смотрите предыдущую публикацию).

Еще в первую группу проверок входят такие мероприятия как: контрольная и мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр.
Что касается экологического надзора, то в нем распространены инспекционный визит и рейдовый осмотр. Инспекционный визит и выездная проверка в отличие от рейдового осмотра могут проводиться при помощи дистанционного взаимодействия, при помощи аудио- и видеосвязи.
Инспекционный визит проводится без предупреждения проверяемого лица (ИП или юридическое лицо), но по согласованию с прокуратурой, есть исключения, когда согласование не проводится (более подробно в следующих постах). Срок проведения визита один день.
Рейдовый осмотр также проводится по согласованию с органами прокуратуры при непосредственном контакте с проверяемым объектом и субъектом, по результатам осмотра составляется акт. Рейдовый осмотр длится не более 10 рабочих дней.

Ко второй группе относятся мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.
Это такие мероприятия как наблюдение за соблюдением обязательных мер и выездное обследование.
Если коротко, то при проведении наблюдения за соблюдением обязательных мер, контролирующим органом собираются информация, сведения о соблюдении законодательства из общедоступных источников, сети интернет, данных контролирующего органа, межведомственного взаимодействия, без контакта с проверяемым лицом. По результату этого наблюдения, если выявлены нарушения может быть организована внеплановая проверка, либо объявлено предостережение, или выдано предписание об устранении нарушений.

При выездном обследовании производится осмотр, отбор проб, образцов, испытание, экспертиза только с общедоступных, открытых неограниченному кругу лиц территорий. Заход на закрытую частную территорию в этом случае запрещен, т.к. это уже будет непосредственное взаимодействие с контролирующим лицом.
По результатам обследования могут быть организованы внеплановые проверки.
Более подробно о нюансах каждого надзорного мероприятия в моих следующих публикациях.
 

    В последние годы надзорные органы при проведении проверок придерживаются риск-ориентированного подхода и под их всевидящее око попадают хозяйствующие субъекты 1-3 категории негативного воздействия.
В свою очередь предприятия 4-ой категории, которая практически не несет за собой негативного воздействия, не попадают под надзор, не осуществляют плату за негативное воздействие, и не разрабатывают многочисленный ряд необходимых документов.

До 1 января 2021 к объектам негативного воздействия 3 категории относились и предприятия, и небольшие организации, и даже администрации сельских поселений, которые обогревались обычным бытовым отопительным котлом.
Сейчас ситуация изменилась, и законодатель решил разграничить негативное воздействие от отопительных котлов по их мощности.

Теперь, осуществление на объекте деятельности по производству, в том числе для собственных нужд пара и /или горячей воды с использованием оборудования мощностью более 2 Гкал/час относится к 4 категории. Это при условии отсутствия сбросов загрязняющих веществ в централизованные сети водоотведения, за исключением сброса вод, используемых в бытовых целях.
Вот такая хорошая новость в нашем законодательстве!
На этой позитивной ноте, сообщаю, что кто еще не осуществил постановку на учет объектов негативного воздействия или у кого из-за отопительных котлов до сих пор 3-я категория и Вы постоянно сдаете отчеты, не забудьте актуализировать данные в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду!
☝ Помните, что только свидетельство о постановке на учет объекта негативного воздействия подтвердит категорийность Вашего предприятия!

По всем вопросам и постановке объектов на учет пишите в Директ!
Незнание закона не освобождает от ответственности, но профессиональный юрист добавит знаний и снимет ответственность!
Сохраняйте информацию, делитесь с коллегами!

В последнее время все чаще слышим фразу рискориентированный подход. И особенно она актуальна в отношении проведения надзорных мероприятий.

Так, с начала января 2017 года начали действовать изменения в природоохранном законодательстве, которые обеспечивают разделение хозяйствующих субъектов (предприятий, ИП, организаций) на основании ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» по критериям воздействия на 4 категории:
I – значительное негативное воздействие на окружающую среду, II – умеренное негативное воздействие на окружающую среду, III - незначительное воздействие на окружающую среду, и соответственно IV – с минимальным воздействием на окружающую среду.
Сами критерии утверждения Постановление Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»

Что это дает самим предприятиям?

Для каждой категории предприятия существуют определенные требования к разработке и ведению природоохранной документации. Больше всего требований предъявляется к предприятиям I и II категорий, к предприятиям III категории требований немного меньше.

IV категория отличается от остальных практическим отсутствием негативного воздействия на окружающую среду, и в связи с чем законодатель освобождает предприятия этой категории от:
- платы за негативное воздействие
- разработки проектов инвентаризации источников выбросов
- разработки программ производственного экологического контроля и сдачи отчетности по нему.

У предприятий IV категории из обязательных требований, в зависимости от вида их деятельности, остаются:
составление паспортов на отходы
ведение учета движения образовавшихся отходов
обязательное заключение договоров с лицензированными предприятиями на сдачу отходов
ежегодная сдача отчетности по форме 2-ТП Отходы.

И главное преимущество предприятий IV категории – они не подлежат государственному экологическому контролю!

На этой замечательной ноте, желаю процветания Вашему бизнесу!
А при возникновении вопросов, с удовольствием Вам отвечу.
 

 В настоящее время обращения, направленные в надзорный орган, не всегда могут являться основанием для проведения внеплановой проверки по изложенным в них фактам.

 Итак, если Вы выявили нарушение законодательства и хотите, чтобы его устранили, или к нарушителю приняли меры административного реагирования,
вот шаги, которые необходимо предпринять:

 1. Убедиться, что это нарушение несет в себе непосредственную угрозу причинения вреда здоровью людей, окружающей среде, памятникам культуры, охраняемым законодательством РФ ценностям (ст.66 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).

 2. Желательно произвести фото- или видео-фиксацию нарушения. Можно записать на телефон, по возможности сделать привязку к местности, указать дату и время.

 3. Определить поднадзорность правонарушения. Тут ошибаются очень часто, т.к. надзорных органов много и граждане не всегда могут правильно определить уполномоченный орган, в который необходимо направлять обращение.

 Приведу некоторые примеры:

 - нарушения в области природоохранного законодательства: по отходам, сбросам в водные объекты, выбросам загрязняющих веществ в атмосферу в зависимости от поднадзорности обращения направляются или в уполномоченный орган субъекта Федерации (министерства природных ресурсов, комитеты по охране окружающей среды) или в федеральный орган – территориальное подразделение Росприроднадзора (по крупным рекам, протекающим по нескольким субъектам, сбросам ядовитых химических веществ, предприятиям, подлежащих федеральному надзору);

 - по нарушению природоохранного законодательства, связанного с проведением дноуглубительных работ, незаконным выловом биоресурсов, хозяйственной деятельностью в водоохранных зонах, кроме вышеперечисленных ведомств обращения направляются в территориальные Управления Росрыболовства;

 - а по нарушениям, связанными с эксплуатацией гидротехнических сооружений обращения направляются в территориальные Управления Ростехнадзора.

  Контролирующих органов очень много, им можно посвятить отдельную статью.

 Если Вы сомневаетесь в который из органов власти направлять обращение, обратитесь в местную или природоохранную прокуратуру. Это универсальный способ, благодаря которому охватывается большее количество уполномоченных надзорных органов.

 4. В обращении должны быть указаны Ваши фамилия, имя, отчество, адрес, при необходимости контакты, чтобы с Вами могли связаться. Приложите к письму все имеющиеся у Вас материалы, подтверждающие правонарушение.

 Право гражданина на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции РФ: «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Но как возможно реализовать обычному гражданину это право?

✔Итак, коротко, на что гражданин имеет право:

✅создавать общественные объединения или некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

✅принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, участвовать в референдумах по вопросам охраны окружающей среды;

✅выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы;

✅обращаться с жалобами, заявлениями и предложениями к органам государственной власти, органам местного самоуправления;

✅предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

✔Любой гражданин РФ имеет право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Сокрытие такой информации и фактов должностными лицами влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

А как на деле реализуются права граждан?

Проработав достаточное количество времени в государственных надзорных органах, хочу заметить, что по сути половина обращений, связанных конкретно с нарушением экологической обстановки, не имеют грамотного юридического основания. Не описаны правонарушения, либо полностью отсутствует состав правонарушения. Вторая половина обращений не несет в себе вообще информации о правонарушении, а как правило просто являются сведением счетов с соседями или конкурентами при помощи контролирующих органов.

К сожалению, наше воспитание, которое корнями уходит в СССР, приучило нас, что жаловаться нехорошо, что нужно терпеть.
И действительно там, где нужно бы обратиться за защитой своих прав, люди просто терпят и отмалчиваются.

Поэтому в следующем посте я расскажу, как правильно составить обращение и в какие инстанции его направлять, чтобы получить нужное решение Вашего вопроса.