Экологические и Юридические услуги

г. Ростов-на-Дону e-mail: g.batakova@eco-pravoved.ru
+7(938)106-20-06

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

Наступает январь, приходит время экологических отчетностей. Давайте рассмотрим, что предстоит сделать в этом месяце.

 

 1. 4-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод»

Форма № 4-ЛС подается недропользователем в территориальный орган Роснедр не позже 20 января следующего года в соответствии с Приказом Росстата от 07.07.2011 № 308 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минприроды России федерального статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод». Недропользователь обязан отчитываться по форме № 4-ЛС до конца срока действия его лицензии.

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять данные по форме № 4-ЛС исключительно в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием ЛКН (личный кабинет недропользователя).

Содержание отчета по форме № 4-ЛС

В Разделе 1 указывается информация о действующих лицензиях, а также об аннулированных и переоформленных лицензиях; прописывается серия, номер и вид лицензии, дата регистрации и окончания ее действия, субъект РФ, в котором осуществляет хозяйственную деятельность недропользователь.

Раздел 2 содержит данные о проведении государственной экспертизы, проектной и отчетной документации, которая связана с недропользованием (при наличии). В случае ее отсутствия (при добыче подземных вод менее 100 м3/сутки) в графах проставляются прочерки.

 

 2.2-ТП (воздух)

Отчет по форме № 2-ТП (воздух) заполняют и подают каждый год не позже 22 января:

• ЮЛ и ИП, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет, от которых в отчетном году осуществлялся выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

• временно неработающие организации, на которых в течение части отчетного периода производились товары и оказывались услуги (предоставляют форму с указанием срока, с которого не работают);

• организации-банкроты, на которых введено конкурсное производство (только после внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации организация освобождается от сдачи отчета).

Постановление Госкомстата России от 07.03.2000 № 18 «О сроках представления государственной статистической отчетности», в соответствии с которым в случае, если последний день срока предоставления статистической отчетности по формам федерального статистического наблюдения приходится на нерабочий день, днем окончания предоставления отчетности респондентами считается ближайший следующий за ним рабочий день;

Готовый отчет подается в территориальный орган Росприроднадзора по месту учета объекта НВОС через личный кабинет природопользователя.

Сведения предоставляются в случае:

1. Если объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по объекту НВОС превышают 10 тонн в год.

2. Если объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по объекту НВОС составляют от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 классов опасности.

К отчету прилагаются: Пояснения к отчету, если в отчетном периоде имели место реорганизация, изменение структуры ЮЛ; и документ, подтверждающий полномочия лица, действующего от имени ЮЛ.

 

 3. 2-ТП (водхоз).

Сведения представляются по соответствующей форме — на бумажном и электронном носителе в документированном виде с сопроводительным письмом и описью вложения:

• на бумажном носителе — с реквизитами и заверенные подписью;

• электронном носителе — электронная форма заполняется с помощью специализированной программы «Модуль респондента ИАС-2ТП» (можно скачать с сайта территориального органа Росводресурсов). Она позволяет отправлять в принимающее учреждение электронную версию документа, а также распечатывать заполненный бланк на принтере с последующим его заверением подписью.Подается до 22 января

Порядок представления сведений установлен:

• статьей 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.03.2022);

• статьей 39 Водного кодекса РФ;

• порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденным Приказом Минприроды России от 09.11.2020 № 903;

• Приказом Росстата от 12.03.2020 № 118 «О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды", утвержденную приказом Росстата от 27.12.2019 № 815».

Под критерии охвата попадают следующие респонденты:

• осуществляющие сброс (отведение) сточных вод;

• осуществляющие забор (изъятие) из водных объектов 50 м3 воды в сутки и более (кроме сельскохозяйственных объектов);

• получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов) объемом 300 м3 и более в сутки для любых видов использования воды, кроме производства сельскохозяйственной продукции;

• получающие воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов), осуществляющие забор (изъятие) воды из водных объектов объемом 150 м3 и более в сутки для производства сельскохозяйственной продукции;

• имеющие системы оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объема забираемой воды.

Исходные данные для заполнения формы

Сведения о забранных, полученных, использованных и переданных объемах воды нужно брать из специальных журналов учета. Они ведутся в соответствии с положениями Порядка № 903. Он предусматривает следующие виды журналов на предприятии:

• журнал учета водопотребления и водоотведения средствами измерений (формы 1.1—1.4) и иными методами (формы 1.5, 1.6);

• журнал учета качества сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод (формы 2.1, 2.2).

Кроме журналов Порядком № 903 предусматриваются и другие формы учета:

• учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (форма 3.1);

• учет объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод (форма 3.2)

• учет качества сточных вод и (или) дренажных вод (форма 3.3).

Прилагаемые документы:

•электронный файл, сохраненный из модуля «ИАС 2-ТП» в формате tp2 или оригинал заполненной формы на бумажном носителе (в тех субъектах РФ, где это разрешено);

• пояснительная записка с объяснением произошедших изменений (если изменений более 30 %): анализ приводится по всем позициям (забор, использование на хозяйственно-бытовые и производственные нужды, орошение и т.д., потери и расходы воды в системе оборотного водоснабжения, сброс сточных вод, в т.ч. по категориям);

• расчет объемов хозяйственно-бытовых, производственных, поверхностных сточных вод;

• сведения о ежемесячных расходах сточных вод и масса сброса загрязняющих веществ в водные объекты, копия протокола результатов анализов воды, выполненных аккредитованной лабораторией;

• справка-уведомление Росстата с кодами предприятия, необходимыми для заполнения адресной части формы № 2-ТП (водхоз);

• утвержденные нормативы допустимых сбросов (если респондент сбрасывает сточные воды в водные объекты);

• схема размещения мест забора и сброса воды;

• при заборе воды от сетей другого предприятия или сбросе сточных вод в сети другого предприятия — объемы забранной (сброшенной) воды, согласованные этими предприятиями;

• копии лицензии на водопользование или лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод (при наличии), договор водопользования или решение о предоставлении водного объекта в пользование.

 

 4. 4-ОС

Заполняется при условии, если расходы на охрану окружающей среды превысили 100 000 рублей. Подается до 25 января.

Статистическая отчетность по форме № 4-ОС должна быть представлена в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью. С 01.01.2022 возможность сдать отчетность в бумажном виде исключена.

Форму федерального статистического наблюдения обязаны сдавать юридические лица (далее — ЮЛ) и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), осуществляющие природоохранную деятельность (имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних природоохранных услуг), имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду).

При этом форму не обязаны предоставлять лица, у которых текущие затраты на охрану окружающей среды и (или) расходы на оплату услуг природоохранного назначения составляют менее 100 тыс. руб. в год.

Предоставлять отчетность нужно территориальному органу Росстата в субъекте РФ по установленному им адресу до 25 января.

 

 5. 2-ОС

Выполнение водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах.

Организации всех форм собственности обязаны предоставлять формы отчетности № 2-ОС «Сведения о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах» в случае, если выполняются условия:

  • при наличии водного объекта, с осуществлением пользования, но без юридически оформленных документов (документы в такой ситуации необходимо оформить);

  • пользование водным объектом, но без требования разрешительных документов, в соответствии со ст.11 Водного кодекса Российской Федерации;

  • лицензиаты, а также лица, имеющие решение/договор на предоставление водного объекта в пользование.

Отчетность по форме №2-ОС. Предоставляется на ежегодной основе в срок до 25 января года следующего за отчетным.

Должностные лица, ответственные за сдачу отчетности, назначаются руководителем организации. Для того, чтобы обозначить уполномоченное лицо, необходимо издать приказ на закрепление сотрудника за предоставлением отчетности в срок и соблюдением правил пользования водоохранным объектом. По месту осуществления деятельности компании предоставляется отчетность в территориальные органы Росводресурсов. Если организация имеет несколько обособленных подразделений, то отчётность предоставляется по каждому подразделению в отдельности (в территориальный орган обособленного подразделения), так и обобщенно по юридическому лицу. Если фактическое и юридическое место осуществления деятельности не совпадает, организации необходимо предоставить отчет по месту осуществления деятельности в территориальные органы Росводресурсов.

При составлении отчетности необходимо подготовить карточку предприятия со всеми реквизитами; решение/лицензию на водопользование водным объектом; фактические расходы, которые выполнены за год, предшествующий подаче отчетности в органы власти; расходы на разработку проектов и затраты на авторский и технический надзор.

 

 

Возвращаюсь к теме разработки проектов санитарно-защитных зон. С разработкой каждого отдельного проекта в различных регионах накапливается свой опыт. Которым и хочу поделиться.

Ошибок при разработке проектов множество. И основные я решила систематизировать и разобрать.

Итак, типичные ошибки при разработке СЗЗ:

  1. Учтены не все источники выбросов ЗВ и шума (ИШ). Так бывает, когда вроде бы все учли, провели полное обследование предприятия, но вот при подаче экспертного заключения выясняется, что не учли источники шума внутри помещения. Например, котел, холодильное оборудование, какой-либо компрессор. По источникам выбросов аналогично, только конечно сам источник должен контактировать с открытым воздухом – вент.шахты, стоянки автомобилей, та же труба от котла. А в источники шума не забудьте добавить внутренний проезд не только своего автотранспорта, но и стороннего – мусоровоз, доставка продукции и т.п.
  2. Не учтены перспективы развития предприятия. Необходимо сразу закладывать риски возможного увеличения СЗЗ, чтобы в дальнейшем не тратить время и средства на мероприятия по снижению негативного влияния предприятия на окружающую среду.
  3.  Не учтены пересечения с СЗЗ соседних предприятий. Следует учитывать суммарные выбросы в атмосферу от всех объектов, входящих в единую промышленную зону. Так, можно объединить и сделать единую СЗЗ для узла однородных предприятий, но при этом ИЗАВ и ИШ должны быть учтены по всему промышленному узлу.
  4. Неправильное обоснование размеров и границ СЗЗ. Проект СЗЗ должен содержать обоснование в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учётом оценки риска для здоровья человека (для 1 и 2 класса). При определении расчетных границ СЗЗ должно быть учтено рассеивание ЗВ на нормируемой и жилой территориях, где на нормируемой – не более 0,8 ПДК, на жилой – 1 ПДК, а по шуму – не более ПДУ. При этом на карте-схеме должны быть учтены все нормируемые территории согласно п. 2.5  СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
  5. Ошибки в графических материалах. В составе проекта СЗЗ должны быть представлены необходимые графические материалы, например, схемы размещения источников выбросов и загрязнения атмосферного воздуха, источников шума и зоны их воздействия.
  6. Нарушения в документах для внесения СЗЗ в ЕГРН. Одна из часто встречаемых ошибок. Когда разрешенный вид пользование земельным участком один, а само фактическое использование другое. Например, на землях с/х назначения расположен рыбцех, на землях промышленности – пищевое производство. Часто встречаются такие случае, когда проанализированы все источники выбросов и шума, но само здание не стоит в кадастре как объект капитального строения, что тоже останавливает процесс разработки проекта до устранения этих недочетов. Вывод – земля и объекты капитального строительства должны быть приведены в соответствие с их фактическим использованием.
  7. Следующая и очень значимая ошибка. Неправильно определены ограничения при установлении сан.зон. Т.е. разработчик проделав грандиозную работу, в самом ее окончании делает одну оплошность, которая перечеркивает весь проект. Определяет радиус санитарно-защитной зоны и вносит ограничения, согласно которым в пределах существующей СЗЗ другие предприятия и организации не могут осуществлять определенную деятельность. Например, проект разработан для маслоцеха (пищевое производство), но ограничения он накладывает по п.5 Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 года № 222 , при котором другие пищевики уже не могут в границах этой установленной СЗЗ осуществлять свою деятельность. При том, что согласно абз. д п.16 Правил установления СЗЗ и п.5.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 СЗЗ для объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции…допускается размещение новых профильных, однотипных объектов, при исключении взаимного негативного воздействия на продукцию, среду обитания и здоровье человека. И подобных оплошностей много. Поэтому разработчик должен внимательно изучить все предприятия в зоне установления предполагаемой СЗЗ, уточнить у Заказчика, все это согласовать, а уж потом устанавливать санитарно-защитную зону.

Это не исчерпывающий перечень ошибок при проектировании СЗЗ, их достаточно большое разнообразие. И зависит это и еще и от требований региональных Управлений Роспотребнадзора.

Не переживайте, если Ваш проект не прошел согласование в первом чтении, это было бы конечно для всех идеально!

И всегда помните, что работа над ошибками – это Ваша новая точка роста!

 

Проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (НДВ) — это документ, который определяет нормативные показатели допустимых выбросов загрязнителей в атмосферу. 

Проект НДВ разрабатывается на основании следующих нормативных актов:

  • статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «Об охране окружающей среды», 
  • статьи 12, 22 Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»,
  • Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 августа 2020 г. №581 «Об утверждении методики разработки (расчёта) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».

 

В структуру проекта НДВ входит: 

  • общая характеристика предприятия
  • картографический и графический материал с нанесением каждого источника выбросов
  • ситуационный план района расположения объекта
  • технологический процесс предприятия и описание источников выбросов
  • характеристика источников выбросов загрязняющих веществ (ЗВ)
  • таблицы рассеивания ЗВ на границе производственной площадке, на границе СЗЗ, на нормируемых территориях – жилой (1 ПДК) и особой нормируемой зоне (по 0,8 ПДК)
  • Расчеты и карты рассеивания ЗВ

 

Разрабатывается проект НДВ для следующих целей:

  • определение количества стационарных источников выбросов загрязняющих веществ
  • выявление вредных веществ, содержащихся в выбросах, расчёт фоновых концентраций и оценка влияния на атмосферный воздух
  • обоснование и установление нормативов выбросов загрязняющих веществ
  • выполнение мероприятий по снижению негативного влияния на атмосферный воздух
  • уменьшение платы за негативное воздействие без повышающего коэффициента
  • получение разрешения на выбросы сроком действия до 7 лет. 

Проект НДВ необходим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, на балансе или в пользовании которых имеются объекты негативного воздействия на окружающую среду I, II или III категории и имеющим источники выбросов в атмосферу. 

 

Инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – инвентаризация выбросов) представляет собой обязательную процедуру определения и систематизации данных о выбросах хозяйствующего субъекта (предприятия или организации). Она является базовым проектом для расчета нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (проект НДВ).

Проведение инвентаризации выбросов обязательно для всех хозяйствующих субъектов, при деятельности которых выбрасываются загрязняющие вещества в атмосферный воздух. (требование ст.22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "Об охране атмосферного воздуха")

Инвентаризация выбросов проводится на основании Приказа Минприроды России от 19.11.2021 № 871 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки её данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки». 

Этот приказ устанавливает:

  • правила проведения инвентаризации выбросов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. 
  • сроки проведения инвентаризации выбросов и назначение должностного лица, ответственного за её проведение. 
  • порядок корректировки данных инвентаризации выбросов. 

 

При проведении инвентаризации выбросов проводятся следующие работы:

  1. Анализ ранее разработанных документов. 
  2. Анализ технологий и тех.процессов на предпритии, составление пояснительной записки проекта.
  3. Детальное описание источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе указание их координат.
  4. Подготовка картографических материалов с изображением всех источников выбросов на местности с привязкой к единой системе координат. 
  5. Инструментальные замеры на организованных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, при наличии точек отбора и ПГУ (пыле-газоочистного оборудования). 
  6. Определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. 
  7. Формирование таблиц параметров и состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. 
  8. Составление отчёта. 

Отчет по инвентаризации источников выбросов используется как исходный документ для постановки объекта на государственный учёт на 4-ую категорию и основа для разработки проекта НДВ, является составной частью проекта по обоснованию санитарно-защитных зон.

 

 

При разработке технических отчетов по инвентаризации источников выбросов, мы зачастую сталкиваемся с проектами, составленными другими разработчиками. Понятно, что заказчик, заключив контракт с исполнителем желает получить качественную услугу, но не каждый может проверить полученный проект на соответствие. Мы решили систематизировать и составить своеобразный «ТОП» ошибок, которые зачастую допускают даже продвинутые разработчики.

 

ТОП-10 ошибок и недочетов в проектах инвентаризации ЗВ:

  1. Отсутствует описание объекта ОНВ (это производственная площадка) по 8-ми сторонам света, не указана (или не верно указана) ближайшая жилая застройка и нормируемая территория.
  2. Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» (с изменениями и дополнениями от 10 апреля 2008 г., 6 октября 2009 г., 9 сентября 2010 г., 25 апреля 2014 г., 28 февраля 2022 г.) не корректно определена санитарно-защитная зона объекта ОНВ.
  3. На карте-схеме не корректно указаны границы объекта ОНВ или не верно нанесены источники выбросов.
  4. Не верно определены типы источников выбросов: организованный и неорганизованный.
  5. Учтены не все источники выделения ЗВ (это могут быть отопительные котлы, станки, работы по перегрузке сырья и т.п.).
  6. В разделе проекта «Характеристика хозяйствующего субъекта как источника загрязнения атмосферного воздуха» отсутствует нумерация источников.
  7. Не представлены вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух, либо вещества представлены не в полном объёме и не соответствуют выбросам от источников выделения. 
  8. Использовались не корректные методики для расчета ЗВ от источников выбросов.
  9. Расчёт массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух представлен не для всех источников.
  10. На источниках выбросов загрязняющих веществ, оснащённых газоочистными установками, определение выбросов загрязняющих веществ, подлежащих очистке, не проведены инструментальные замеры. На ПГУ расчет загрязняющих веществ должен осуществляться только инструментальными методами (не всегда прикладываются протоколы инструментальных замеров).

Наличие вышеуказанных нарушений и иного несоответствия методикам выполнения проектной документации, предоставление неполной, недостоверной или искажённой информации ведёт к некорректному расчету нормативов допустимых выбросов и отказу в предоставлении государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов (нормативов НДВ), а также к штрафу юридического лица при проведении контрольно-надзорного мероприятия

 

Инвентаризация зеленых насаждений подразумевает под собой документальный учет всех элементов комплексного благоустройства на определенной учетной площади (зеленые насаждения, дорожно-тропиночная сеть, плоскостные сооружения, малые архитектурные формы, системы функционального обеспечения и пр.), природных сообществ, находящихся на территории зеленого фонда, с их количественной, площадной и качественной оценкой.

Иными словами, при проведении инвентаризации проводится ряд мероприятий по количественной и качественной оценке состояния многолетних зеленых насаждений, а также учитываются тропинки, дорожки, покрытия, малые архитектурные формы, и прочие сооружения, находящиеся на учетной территории.

Сама инвентаризация проводится в соответствии с нормативными актами субъекта Федерации. В Ростовской области – это Областной закона от 03.08.2007 № 747- ЗС «Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области»,ПостановлениеПравительстваРостовскойобласти от 30.08.2012 № 819 «Об утверждении Порядка охраны зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области».

Учет зеленых насаждений отражается в специальных ведомостях, где указывается породный состав, возраст, высота деревьев, диаметр их ствола, делаются отметки о состоянии древостоя – повреждения болезнями и вредителями, сильный наклон ствола, аварийность.

На основании данных, занесенных в ведомость оформляется паспорт на многолетние зеленые насаждения, где все данные по ведомостям систематизируются и вносятся в таблицы. Обязательно к паспорту идет картографический материал. На карте-схеме отмечаются все пронумерованные деревья учетного участка, делаются отметки по аварийным деревьям (при наличии), а также наносятся дорожно-тропиночная сетка, архитектурные формы, скамейки, урны, детские площадки.

Помимо самого паспорта, проводится оценка зеленых насаждений, по результатам которой выдается Экспертное заключение. Оценку могут проводить организации, специалисты которых имеют соответствующее образование в сфере лесоводства, сельскохозяйственного направления (агрономия). Также возможно привлечение стороннего эксперта, имеющего соответствующее образование (более подробно в предыдущих публикациях https://vk.com/@eco_pravoved-chto-takoe-ocenka-sostoyaniya-zelenyh-nasazhdenii ).

В экспертном заключении указывается полный перечень пород деревьев с учетом их физиологического и морфологического состояния. Все данные сводятся в специальные таблицы. К экспертному заключению прилагаются подеревная ведомость, ведомость малых архитектурных форм, карты-схемы участка с нанесенными на нее многолетними насаждениями и акт оценки состояния зеленых насаждений.

Из нашего опыта проведения инвентаризаций зеленых насаждений скажу, что основными сложностями, с которыми сталкиваются специалисты в таких работах являются:

отсутствие должных знаний о породах деревьев – не все могут сразу определить вид растения;

отсутствие опыта картографии – зачастую просто не могут соотнести объект и выстроить корректно карту;

отсутствие должного образования и навыка для определения состояния деревьев (пораженность вредителями, болезни).

А так как все работы ведутся по определенной методике оценки зеленых насаждений (приказ ГорстрояРФот15.12.1999 № 153,Методика инвентаризациигородскихзеленыхнасаждений,утверждённаяМинстроемРоссиив1997), то это представляет большую сложность в выполнении работ для специалистов, не имеющих навыков и нужной специализации.

Специалисты «ЭкоПравовед», в том числе и я (как руководитель) имею образование в сфере природопользования. Мы проводим качественные работы по инвентаризации зеленых насаждений и выдаем экспертные заключения, подписанные квалифицированными специалистами в этой области. Также мы располагаем программным обеспечением, при помощи которого грамотно составляются карты, а главное – имеется наработанный годами опыт проведения инвентаризаций зеленых насаждений, за 2023 год мы провели работу на 20 га на территории Пролетарского района Ростовской области. Будем рады поделиться своим опытом и помочь Вам с инвентаризацией зеленых насаждений.

 

Согласно ст.67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2022 №7-ФЗ, хозяйствующие субъекты, относящиеся к I, II, IIIкатегориям проводят производственный экологический контроль (ПЭК) и предоставляют отчет.

Отчет оформляется и сдается на основании приказа Минприроды РФ от 14.06.2018 года №261.

Сам отчет подается в уполномоченный орган, в зависимости от уровня надзора: федеральный уровень - в ТУ Росприроднадзора, при региональном уровне - в исполнительный орган власти субъекта РФ, осуществляющий экологический надзор (министерство природных ресурсов субъекта Федерации (область, край, республика) посредством личного кабинета природопользователя.

Срок подачи – не позднее 25 марта, следующего за отчетным годом.

На что стоит обратить внимание при подаче отчетности?

  • План-график контроля по выбросам загрязняющим веществ в атмосферный воздух (на предприятии должны быть проведены необходимые лабораторные исследования на организованных источниках, либо соответствие нормативам выбросов загрязняющих веществ подтверждено расчетным методом)
  • Журнал учета, движения отходов, который ведется по утвержденным формам согласно Приказу Минприроды РФ от 08.12.2020 года №1028 (из него берем годовые цифры образования, и данные по передаче отходов)
  • Протоколы исследований по сточным водам, по которым сравнивается концентрация загрязняющих веществ в сбрасываемых водах с установленными нормами (при наличии у предприятия сточных вод, сбросов).

 

Главное – все разрешительные документы должны быть действующими, и разработана программа производственного контроля, на основании которой и осуществляется ПЭК и сдается сам отчет.

В ходе послания Федеральному собранию В.В. Путин предложил заменить мораторий на проверки бизнеса с 2025 года на основании риск – ориентированного подхода, утвердив его законодательно.

Что подразумевается под риск-ориентированным подходом?

Согласно ст.8.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Иными словами, в аспекте государственного экологического надзора риск-ориентированный подход делит хозяйствующие субъекты (природопользователей) по критериям на 1,2,3, 4 категории (Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 года N 2398), где 1 категория – это субъекты с наибольшим воздействием на окружающую среду, а 4 категория – с наименьшим, которые освобождаются от проведения плановых проверок и разработки ряда природоохранной документации. Критерии отнесения к категориям можно изучить в этом же Постановлении №2398.

Каждой категории соответствуют свои требования по соблюдению природоохранного законодательства. В нашем сообществе ВК и телеграм ЭкоПравовед в своих публикациях я подробно разбираю нормы законодательства в области охраны окружающей среды, а также многие другие аспекты, связанные с экологией.

В ближайшее время я расскажу какие требования выдвигаются к природопользователям, имеющим 1-4 категории и коснусь природоохранного законодательства вновь присоединенных территорий Луганской и Донецкой Народных Республик.

  #рискориентированныйподход #экологическийнадзор #НВОС #природоохранноезаконодательство #экологическоесопровождение #категориинвос

 

В продолжение темы по добыче подземных вод из скважин, поговорю сегодня об основных требованиях, выдвигаемых недропользователю государством после выдачи лицензии.

Это важно знать, так как невыполнение условий лицензирования помимо штрафных санкций влечет возможное аннулирование лицензии.

  Итак, я разберу на примере лицензии на добычу технической воды, но это также применимо и к питьевой воде.

Первым делом смотрим раздел «ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ПОЛЬЗОВАНИЮ НЕДРАМИ». В нем прописывается обязанность либо отсутствие обязательства по проведению геологического изучения недр, государственной экспертизы запасов подземных вод, согласование и утверждение проектной и иной документации. Этот пункт очень важный. Если в обязательствах прописана оценка запасов, то недропользователь может приступить к добыче воды только после проведения оценки и утверждения запасов подземных вод.

Далее нас интересует раздел «ТРЕБОВАНИЯ ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ НЕДР, ПО БЕЗОПАСНОМУ ВЕДЕНИЮ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕДРАМИ».

В этом разделе прописаны все обязанности и требования, которые должен соблюдать недропользователь, предусмотренные ст. 23 и ч.5 ст. 24 ФЗ № 2395-1 от 28.02.1992, в том числе:

  • Соблюдать требования технических проектов водозаборов. Соблюдать все мероприятия, предписанные проектом.
  • Предоставлять данные мониторинга подземных вод в систему государственного мониторинга состояния недр.
  • Соблюдать стандарты по охране объектов окружающей среды.
  • Сохранять геологическую и иную информацию, полученную в ходе геологического изучения недр и эксплуатации скважин и т.д.

В данном разделе описаны скважины и годовой и суточный водозабор, установленный лицензионным соглашением.

Стоит обратить внимание на обязанность проведения ежегодного мониторинга подземных вод и ряд отчетностей, которые необходимо сдавать.

Отчетности: 4-ЛС, 2-ТП (водхоз), сведения об учете объема забора (изъятия) по формам 3.1-3.3. Полный перечень и даты отчетов, можно посмотреть в нашем календаре отчетностей по экологии, размещенном в сообществе для скачивания. Также должны вестись журналы учета добытой воды.

Главное, что стоит помнить, лицензия – это лицензионный договор, им закреплены объемы добычи подземных вод. Лицензия не отчуждается в пользу третьих лиц, и соблюдение условий лицензии – это главная обязанность недропользователя.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (ст.11 Федерального закона РФ «О недрах» № 2395-1 от 28.02.1992). Этот документ удостоверяет право на пользование участком недр и определяет: границы этого участка; цель и срок пользования недрами при соблюдении предусмотренных в лицензии условий.

Лицензия на недропользование – это договор между государством и пользователем (Лицензиатом) на использование участка недр и содержащихся в нем подземных вод. Непосредственный орган, выдающий лицензии на недра – Департамент по недропользованию (территориальное подразделение Федерального агентства по недропользованию), либо уполномоченный орган субъекта Федерации (напр. Министерство природных ресурсов Ростовской области). Руководящий документ по лицензированию недропользования – Федеральный закон РФ «О недрах» № 2395-1 от 28.02.1992. В нем прописаны все требования и меры ответственности природопользователя.

Кому требуется лицензия на добычу подземных вод (недропользование)?

Всем юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, ведущим коммерческую деятельность и имеющим на балансе скважины по добыче подземных вод. 

Когда не нужно оформлять лицензию на добычу подземных вод?

Поясню, что на своем, арендованном земельном участке для своих личных нужд при добыче воды менее 100 кубометров в сутки, лицензию на воду получать не нужно. Об этом говорит нам ст.19 ФЗ № 2395-1 от 28.02.1992.

 Что собой представляет лицензия?

Государство предоставляет недра в пользование с оформлением разрешения – лицензии. Документ выдается на утвержденном бланке с гербом РФ, графическими изображениями и текстовым приложением с определением условий договора. Документ содержит информацию: какой участок недр может использовать предприниматель; в рамках какого срока; на каких условиях; с какой целью. Условия лицензии основываются на Федеральный закон РФ «О недрах» № 2395-1 от 28.02.1992.

 Лицензии являются индивидуальными, т. е. добыча подземных вод, на которою предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Права, основанные на лицензии, являются непередаваемыми. Допускается переход прав, основанных на лицензии, ТОЛЬКО в случае реорганизации юридического лица, т.е. к правопреемнику.

Таким образом, при передаче в пользование, продаже и прочими действиями со скважиной, которые ведут к смене водопользователя, лицензия НЕ ПЕРЕДАЕТСЯ. Более того, нарушаются основополагающие условия лицензирования, что чревато высокими штрафными санкциями. Новый пользователь скважины должен оформить лицензию на свою организацию, а предыдущая лицензия аннулируется.

 Все нарушения, связанные с невыполнением лицензионных требований, влекут за собой административную ответственность, при чем в очень значительных размерах.

Согласно ст.7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, штраф за пользование недрами без лицензиисоставляет на юридическое лицо от 800 000 – 1 000 000 рублей.

Размер штрафа за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами от 300 000 до 500 000 рублей на юридическое лицо.

При грубых нарушениях условий эксплуатации скважины, действующая лицензия аннулируется.